Костромской музей деревянного зодчества принимает студентов Академии Глазунова
Летний пленэр для студентов Академии Ильи Глазунова – это не только этюды с натуры. В Костроме, где молодые художники работают не первый год, они изучают историю архитектуры и помогают реставраторам. Юлия Струкова – с подробностями.
Особенности деревянной архитектуры и национального костюма студенты изучают на пленэре в Костромском музее деревянного зодчества. Здесь порядка 30 разных строений. Это и жилые дома, и церкви, и амбары, и кузницы, в разное время привезенные со всей Костромской области. Первые постройки начали перемещать сюда, на заливные луга Ипатьевского монастыря, в 50-е годы – освобождали территорию Костромской низины для строительства Горьковской ГЭС. Самый старый дом датирован 1552 годом, большинство остальных – XVIII-XIX веками. Построены по северному типу с высокими крыльцом и подклетом.
"Здесь мы видим, что с хорошим запасом рублены бревна, пользуясь русскими мерами, локоть – примерно 40 см", – отметил заведующий архитектурно-этнографическим отделом Костромского музея-заповедника Роман Мальцев.
Два дома авторской работы – нарядные и дорогие. Витиеватая резьба обходилась в половину его стоимости. Иван Глазунов считает: любому художнику необходимо познакомиться с искусством русского деревянного зодчества.
"Передать национальный дух через то, что вокруг тебя, – это задача для большого художника. И мы пытаемся из них это вытянуть. Чтобы они сделали своей частью творчества то, что нас окружает. То, что осталось от нашего великого наследия", – сообщил Иван Глазунов, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
На написание костюмированного портрета на фоне старинной избы у студентов порядка двух часов. Надо правильно рассчитать время – не спешить, но и не медлить. Иван Ильич с каждым работает увлеченно.
Музей деревянного зодчества – это часть Костромского музея-заповедника. С ним Академия Глазунова сотрудничает много лет. 22 иконы и 23 живописных полотна сейчас находятся на реставрации в Москве. А пятеро студентов работают с иконами в Костроме. Это та небольшая часть предметов, которые нашли в экспедициях еще в 60-70 годах прошлого века. Сейчас они в аварийном состоянии – даже профессиональная заклейка старых реставраторов отваливается.
"В самом музее реставраторов по темпере всего двое человек. И когда ребята приезжают и такие объемы делают: в прошлом году девять человек, то есть это девять икон выведено из аварийного состояния. В этом году пять человек, но это тоже здорово", – рассказала заведующая отделом реставрации Костромского музея-заповедника Антонина Шувалова.
"Благовещенье" из Солигаличского музея, "Архангел Гавриил" из деревенского храма села Сущёво, "Воскрешение Лазаря" из Нерехты стараниями студентов вернутся в музейный оборот в первоначальном виде. Это пока они выглядят как обычные старые доски. "Во время укрепления я обнаружила, что просвечивается золото под красочным слоем. И, скорее всего, она была золотофонная", – пояснила студентка Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Сюзанна Шашалина.
Чудо происходит на наших глазах. Сюзанна удаляет профессиональную заклейку – и на черной доске появляется лик. Во второй половине дня – изучение фресок Троицкого собора Ипатьевского монастыря.
Кто-то из нынешних студентов станет расписывать храмы, кто-то – писать иконы, кто-то будет создавать крупные исторические полотна. И абсолютно все будут вспоминать время летних практик в тех местах, где до сих пор сохраняют знания, умения, традиции русских мастеров.