Картину Динары Асановой "Не болит голова у дятла" реставрируют в "Госфильмофонде"

03 августа 2022 19:19
Это первый отечественный фильм, в котором использовали технологию специальной засветки плёнки.

Картину Динары Асановой "Не болит голова у дятла" реставрируют в "Госфильмофонде". Это первый отечественный фильм, в котором использовали технологию специальной засветки плёнки, чтобы управлять цветом изображения. Репортаж – Василия Алексеенко.

"Не болит голова у дятла". Полнометражный дебют Динары Асановой с ходу завоевал зрительскую любовь. Подростков привлек сочувственный взгляд на их проблемы, взрослые прониклись ностальгией по детству. Поэтический настрой фильма сложился из сценария Юрия Клепикова, операторской работы Дмитрия Долинина, показавшего непарадный Ленинград, режиссерского таланта Динары Асановой, умевшей найти общий язык с юными актерами.

"Начало смены, мы договорились как, кто, куда пойдет, кто и где остановится, мизансцену утвердили. И она с ними уходит куда-то там со съемочной площадки, и где-то там шепчутся в кустах, допустим. Потом вдруг все появляются уже готовые к съемке", – заметил оператор, режиссёр Дмитрий Долинин.

Эта версия фильма – неотреставрированная. А это уже цифровая копия, над которой более месяца работали специалисты из Госфильмофонда, очищая изображение и звук.

Этот, пока не окончательный вариант картины, показали Елене Цыплаковой. Роль Иры Федоровой стала ее дебютом. Елена, тогда еще школьница, связывать жизнь с кино не собиралась. Но опыт съемок у Динары Асановой изменил всё.

"Динара один раз прочитала нам сценарий как раз, когда шли пробы, когда пробовались все ребята на класс. И все, потом нам сценарий в руки не давался. Мы помнили историю и в общем на репетициях, в разговорах мы подходили к тому, что было же, но это получалось такой процесс, как будто у нас рождалось это все", – отметила народная артистка России Елена Цыплакова.

По словам реставраторов, труднее всего было сделать цветокоррекцию – эталонной копии у фильма не было, как он должен выглядеть, специалисты решали коллегиально. Сама реставрация – кропотливая ручная работа: покадровое изучение материала, удаление царапин и других изъянов пленки. За день специалист обрабатывает три-четыре минуты фильма. Программы, призванные автоматизировать процесс, нуждаются в бдительном присмотре.

"Дождь, мошкара, мухи – вот это все мелкие детали, и даже блеск воды. В автоматическом режиме программа воспринимает это как мусор. Большую часть работы приходится в ручном режиме делать", – заявил начальник участка цифровой реставрации изображения и звука Госфильмофонда России Ильдар Якубов.

Как говорят специалисты, залог успешной работы – качественное сканирование негатива. В рамках нацпроекта "Культура" к 2024 году в "Госфильмофонде" в цифру должны перевести более 20 тысяч картин. Часть из них реставрируют, для этого здесь создан специальный центр.

"Двадцать второй год, он такой переходный, и многие процессы мы тестируем, отрабатываем, поэтому планы носят такой предварительный характер, но пока, если порядка 40 фильмов мы сделаем, для нас это будет хороший результат.", – отметил генеральный директор Госфильмофонда России Роман Чистяков.

Работа над фильмом "Не болит голова у дятла" почти завершена, осталось утвердить окончательный вариант. После этого обновленный фильм вернется к зрителю.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.