В Калининграде в башне Врангеля состоялась премьера спектакля "Материнское поле"

08 августа 2022 11:33 ГТРК "Калининград"
В минувшие выходные в башне Врангеля состоялась премьера спектакля "Материнское поле". Это совместный проект московского режиссёра Натальи Ковалёвой и труппы калининградского театра. Как исторические декорации под открытым небом преобразили театр и сценическую версию повести Чингиза Айтматова?

Именно с этих слов начинается горькая исповедь жены и матери, потерявшей мужа и сына на войне. Свою тяжёлую долю она разделяет вместе с невесткой и внуком. Так продолжается жизнь.

Эту драму киргизский автор Чингиз Айтматов рассказал более полувека назад, но в оригинальном жанровом прочтении она вновь становится актуальной.

ЛАТА ЧЕРНЯЕВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:

— Жанр спектакля «Материнское поле» авторский – негреческая трагедия, но отголосков древнего театра предостаточно. Например, открытое многоярусное пространство для зрителей и отдельная площадка для хора.

Хор в данном случае – один человек. Эту роль исполняет Олег Яковенко. Хоровая партия в сценической версии повести о киргизской женщине элемент хоть и греческий, однако воплощение разнообразное. Актёр говорит, что под чёрной мантией его героя слились и хор, и печальный поэт, и пророческий образ вечности.

ОЛЕГ ЯКОВЕНКО, АКТЁР КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА:

— То, о чём мы говорим сегодня, это тема войны, тема памяти войны, и войны, они никогда не кончаются, к сожалению. Мой персонаж, который где-то обличает, где-то говорит, что это данность, и, в общем-то, вечный вопрос: почему люди так живут?

В творческой биографии актрисы и режиссёра спектакля Натальи Ковалёвой это уже вторая постановка по повести «Материнское поле». Полгода назад она представила классическую версию киргизской драмы на сцене театра Вахтангова. Говорит, что вдохновили на новую попытку необычные декорации и идейное многообразие повести, которое удалось ощутить во время путешествия на родину автора.

НАТАЛЬЯ КОВАЛЁВА, РЕЖИССЁР-ПОСТАНОВЩИК:

— Айтматов пишет так, что история вырывается за рамки какой-то частной жизни, одной жизни, и становится всеобщей <…> Женщина – мать, это уже эпос сам по себе, уже всё пережитое ею, это всегда трагедия, но с возможностью жизни дальше.

Смена театральных подмостков на открытый летний ландшафт и историческую площадку – идея заслуженного художника России Александра Боровского. Первые зрители уже успели оценить непривычную сценографию и поделились своими эмоциями.

ЕЛИЗАВЕТА КУЗНЕЦОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА КАЛИНИНГРАДА:

— Я даже не могу уловить тот момент, где я уже чувствовала себя внутри этого спектакля и где я была зрителем. <…> Я сегодня немножко ощутила себя и матерью, и женой, и ребёнком.

ВИКТОР КОНДАКОВ, ЖИТЕЛЬ КАЛИНИНГРАДА:

— Действительно эта история превратилась в трагедию экзистенциальную. В трагедию женщины, в трагедию человека, в каком-то смысле даже в христианскую трагедию, если это применимо, конечно, к Айтматовскому материалу.

Премьерные показы спектакля будут проходить в готических руинах башни «Врангель» в течение всего августа. А с наступлением осени «Материнское поле» вернётся на сцену Калининградской драмы, где зрителей тоже ждут необычные сценические решения.