Ореховая каллиграфия: рецепт необычных чернил придумала художник из Хабаровска
Словно рыбу крючком, Инна Зосимова поддевает ветку с орехами. Плоды растут на деревьях в самом центре Хабаровска. Улов приносит на импровизированную кухню, в мастерскую своего учителя, художника Николая Холодка. Из маньчжурского ореха каллиграф создает чернила. Процесс занимает несколько дней. В результате получается вот такая «импортозамещенная» тушь. Сейчас для практики каллиграфы, в основном, используют материал из американского грецкого ореха.
Инна Зосимова, каллиграф:
"Американцы придумали вот эту вот сухую тушь, кристаллы, которая разводится водой. Ну как это сделать? Я выпарила максимально до состояния джема, высушила, измельчила и получила аналогичный состав, аналогичное вещество, только из маньчжурского ореха".
В Хабаровске первый экспериментатор подобных чернил – художник Геннадий Кутуров. Необычные работы еще в 1990-е приметил тогда его ученик.
Николай Холодок, член Союза художников России, заслуженный художник Хабаровского края:
"Я увидел картинку, которая отличалась от всех остальных тем, что она была выполнена в такой технике, что она как бы светилась изнутри. Я поинтересовался, что это за материал, он говорит: "С этим материалом я пока сам экспериментирую, это орешковые чернила, пока о них говорить рано".
Раскрыть свой секрет не успел – ушел из жизни. Его дело, по сути, с нуля начал Николай Холодок. Нашел, что искал, в маньчжурском орехе. Правда, долго такими чернилами писать было невозможно – из-за запаха. За совершенствование рецепта взялась Инна Зосимова.
Инна Зосимова, каллиграф:
"Обычные веточки гвоздики – это потрясающий консервант, еще и дополнительный ароматизатор. То есть, можно сварить ореховую тушь, кинуть туда гвоздики, и даже в комнатной температуре она долго стоит, приятно пахнет".
О выходе на массовое производство девушка не задумывалась: пока натуральными чернилами пользуется сама и делится своими продуктом с местным каллиграфическим сообществом.