Выставка раритетных гоночных автомобилей открывается в Музее Гаража особого назначения
Музей Гаража особого назначения на ВДНХ открывает выставку "Борьба за скорость", посвященную истории советского автоспорта. В экспозиции – 15 раритетных гоночных автомобилей. О том, как их возвращали к жизни, – Анна Аппалонова.
Гоночные автомобили советской эпохи, которые считались утраченными, найдены и восстановлены. Некоторые – полностью, могут хоть сейчас выйти на трассу. Некоторые – в процессе. И здесь он показан – цельный неразборный кузов "Киев-спорта" скоро будет блестеть так же, как 62 года назад, когда он был создан. "Харьков Л2" тоже – этим занимается Евгений Шаманский, коллекционер и реставратор, который воссоздает даже то, что не поддается восстановлению.
"Харьков Л2". Л – это Лорент. Лорент – это тот самый гонщик, который и гонялся на этих автомобилях, и он же их строил, и он же их конструировал. Построил в своей жизни он четыре серьезных автомобиля. Этот – до сих пор действующий чемпион мира в одном из классов", – сообщил реставратор и коллекционер автомобильной техники Евгений Шаманский.
Это самый результативный советский гоночный автомобиль – 29 рекордов скорости. Не побитым остался последний – 286 километров в час. И это в 63-м году. Надо понимать, что тогда даже ремни безопасности были не у всех. Первый, предположительно, установил по собственной инициативе заслуженный мастер спорта СССР Юрий Лисовский в начале 60-х. А до этого все полагались на судьбу... и на то, что автомобиль не подведет.
"Были люди, которые не боялись на них ездить, на обычной резине, потому что негде было взять спортивную. Вместо спортивных шлемов – танковые шлемы. Но эти люди ничего не боялись, в этих автомобилях не было никаких средств безопасности. Они гонялись, ставили рекорды, разбивались. Их опять собирали, склеивали – и машины, и людей. Они опять гонялись", – рассказал куратор выставки Илья Сорокин.
Николай Васильевич Разинчев – инженер-испытатель ЗИЛа, обладатель всесоюзного рекорда скорости. Поставил его на автомобиле, в создании которого сам принимал участие. Тогда, в октябре 70-го, он разогнался до 112 и 606 тысячных километра в час за 500 метров. Понадобилось то ли 11, то ли 12 секунд. Подготовка к такому старту была намного дольше.
"Ее погладишь, обойдешь ее всю, посмотришь, послушаешь, как она дышит, как вот всё. И потом, когда ты уже внутри, ты понимаешь, что ты с ней одно целое. Оно так и есть. И в физике, и в науке – это есть система: человек, автомобиль и дорога", – поделился рекордсмен по автомобильному спорту Николай Разинчев.
Здесь 15 автомобилей, на каждый в среднем ушло три года реставрации. Некоторые из них в мастерскую попали просто ржавым металлом, помнящим, как развивалась история советского гоночного автоспорта вдали от международных автодромов и как пилоты этих болидов боролись за скорость.