"Призрак жизни невесомый" – новая выставка в Музее-квартире Алексея Толстого

17 августа 2022 09:38
Экспозиция приурочена к 100-летию публикации романа "Сестры".

"Призрак жизни невесомый" – такое поэтическое название получила выставка в Музее-квартире Алексея Толстого. Она приурочена к 100-летию публикации романа "Сестры" – первой части трилогии "Хождение по мукам". О прототипах сестер Булавиных узнал Василий Алексеенко.

Первое отдельное издание романа "Сестры" вышло в Берлине в 1922 году под названием "Хождение по мукам". Роман – противоречивая и важнейшая часть творчества "красного графа". Один из вечных вопросов для исследователей: прототипы главных героев и героинь. Прообразами Кати и Даши Булавиных считаются Наталья Крандиевская – третья жена Толстого, и ее сестра Надежда. Впрочем, сам автор говорил, что для создания обеих сестер "ему понадобилась одна лишь Наташа".

Анастасия Кострикина, куратор выставки: "Натальи, его жены, Крандиевской, здесь больше, и отразилось в каждой из сестер Булавиных: и Даше, и Кате. Когда Катя как персонаж гуляет по морозной Москве с Рощиным, это также, как аллюзия, когда познакомилась Наталья Крандиевская с Толстым".

Но были и другие сестры, события из жизни которых, возможно, вошли в роман – Милковские. Одна из них, Ольга, в замужестве Никифорова, работала секретарем Алексея Толстого. Ее жизнь во время Гражданской войны напоминают истории сестер Булавиных. Например, как толстовская Катя, она работает в военном госпитале. Кураторы выставки говорят, что тема секретарей Алексея Толстого сегодня мало изучена. Биография Ольги Никифоровой – сейчас предмет исследования, здесь много белых пятен. Например, специалистам предстоит выяснить, при каких обстоятельствах была создана эта необычная автобиография.

"В данной автобиографии нет ни слова о ее муже, она не указывает фамилию. Нет никаких других имен, она пишет: я родилась такого-то числа, вот мама, вот папа, мы жили там-сям. А дальше она указывает на одну фамилию: я была личным секретарем Алексея Толстого. Хотя известный факт, что она также работала и с Микояном. В конце есть приписка: я беспартийная, в никаких партиях никогда не состояла и не состою. К судебной ответственности никогда не привлекалась", – рассказала Анастасия Кострикина.

Выставку дополняют кадры первой экранизации романа и иллюстрации разных эпох: от Владимира Бехтеева и Кукрыниксов до работ современных художников.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники