Как Эстония воюет с красной историей

17 августа 2022 20:49
Эстония с завтрашнего дня как минимум на три месяца закрывает для проезда грузовиков границу с Россией в городе Нарва. Причем решение – под предлогом срочного ремонта транзитных дорог – совпало с предложением наших городов забрать себе демонтированный накануне Т-34. Пока танк отвлекал внимание возмущенных жителей республики и даже местных властей, Таллинн пошел дальше и убрал еще несколько мемориальных досок и монументов воинам-освободителям.

Задачу избавиться от точки сбора инакомыслящих эстонские власти выполнили на минус сто процентов. К площадке, на которой еще недавно люди собирались только на 9 Мая, цветы и свечи теперь каждый день несут. Свергнутый танк жители Нарвы проводили как в последний путь.

"Кошмар! Нельзя так делать. Говорить одно и поступать вот так вот. Процесс интеграции будет отброшен на много лет назад. 90% горожан просто в шоке находятся. Эмоции переполняют всякие. Положительного ничего нет", – говорят местные жители.

За танком – это осталось как-то в тени – 16 августа жертвами пали еще мемориальные доски на Петровской площади, монумент красноармейцам, знак на месте гибели освободителя Нарвы Героя Советского Союза Игоря Графова и мемориальная табличка с братской могилы. Это не считая еще двух монументов в Усть-Нарве.

"Государство действовало очень профессионально, я рада этому. Мы хотим, чтобы красные памятники исчезли из публичного пространства. Начнем с воинских захоронений. Мы идем хорошими темпами. В основном действуют местные муниципалитеты, а государство поддерживает", – заявила Кая Каллас, премьер-министр Эстонии.

Подробности этой "профессиональной" работы позже уточнил начальник местной полиции Индрек Пюви: призывы не оскорблять память ветеранов в Эстонии теперь – экстремизм.

"Мы задержали восемь человек. Семеро из них – местные жители. Они уже были нам знакомы, поскольку выделялись различными призывами и нарушениями. Они не только размещали военную символику, но и во время переноса памятника активно призывали других к насильственному противостоянию", – отметил Пюви.

Потом в полиции уточнили, что задержанных все-таки девять. Чтобы скрутить последнего и его "опасный" самокат, понадобились трое в бронежилетах. Жесткости мер можно было бы и удивиться, но мотивация тут как на ладони. Точнее, на форме военных, что памятник сносили.

"Нынешние волнения во многом подпитываются политическим популизмом и непропорциональным преувеличением проблемы. За 30 лет можно было найти более спокойные времена для переноса красных памятников. Надеюсь, перед следующими выборами никто не будет использовать тот же способ разжигания конфликта, чтобы получить политическую выгоду", – отмечает Марью Химма, обозреватель Национальной телерадиовещательной компании Эстонии.

Пока глава МИД Рейнсалу рассказывал, что в страну теперь не будут пускать и тех русских, которым Шенген выдали, к примеру, в Германии, его коллега Ляэнеметс срывал покровы с эстонской демократии: оказывается, голосование по сносу, так и не состоявшееся в Горсовете Нарвы, было интересно только самому Горсовету.

"И госканцелярия, и полиция, и Минобороны – все очень много работали и репетировали эту ситуацию. Если бы мы убрали только танк, люди могли пойти к следующему памятнику, и напряжение все равно витало бы в воздухе", – сказал Лаури Ляэнеметс, министр внутренних дел Эстонии.

Что там с напряжением, уже понятно, а вот к танку теперь действительно не подойти. Символ свободной от нацизма, а возможно, и уничтожения Эстонии после полувека на постаменте занял место в гараже рядом с пиломатериалами.

"Как же так?! Когда мы вместе с эстонцами и с латышами рядом воевали, как они танцевали, как они песни пели, как они радовались, что освободили их столицы! Теперь видим этих пакостников, которые вместо того, чтобы укреплять нашу дружбу, все забыли. Нельзя так жить!" – возмущен Иван Лыпкин, ветеран Великой Отечественной войны, фронтовой разведчик, участник операций по освобождению Прибалтики.

Реликвию уже предложили забрать во Псков и Курск – жители последнего во главе с губернатором даже создали интернет-петицию: "Мы готовы забрать легендарную "тридцатьчетверку" с тем, чтобы она заняла по-настоящему достойное и самое почетное место на территории создаваемого мемориала на Северном фасе Курской дуги. Готовы предложить нашим "эстонским партнерам" в преддверии зимы в качестве компенсации дрова, теплые вещи или какие-либо еще товары и продукты курского производства, в которых нуждается молодая демократия. Расходы на перевозку танка возьмем на себя".

Впрочем, навстречу Таллинн пойдет вряд ли. Если бы хотели дружбы с русскими, не переводили бы, к примеру, школы и детсады полностью русскоязычной Нарвы на исключительно эстонский. А в правительстве не создавали бы комиссию по замене всех русских названий улиц.

Так же и в Латвии после долгих обсуждений договорилась переименовать лишь одну улицу Риги, да и ту в честь латышского же генерала Бранткалнса. Под вопросом Пикуль и Келдыш. Как враги свободной Латвии.

"Надо идти дальше тогда. Надо подрывать гидроэлектростанции, потому что они тоже строилась при советской власти. Нужно уничтожить всю инфраструктуру системы отопления во всех городах и так далее", – говорит Юрий Зайцев, житель Латвии, организатор зажжения Вечного огня в Даугавпилсе.

Адептов переименований и сносов топонимическая нерасторопность раздражает. Хотя власти уже подсчитали, что смена имени даже участка самой короткой улицы Риги обойдется в тысячи евро – без учета перерегистрации всех, кто на ней работает. Самое то при инфляции в 20%.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.