Пушкинский музей готовит выставку "Котел алхимика" – о зрении в искусстве

25 августа 2022 19:55
Историческая антропология чувств свидетельствует, что визуальный способ восприятия мира не всегда и не везде был доминирующим. Показывать и доказывать это будут 200 произведений искусства.

В Пушкинском музее идет монтаж выставки "Котел алхимика". Она посвящена теме слепоты и зрения. О разных способах восприятия произведений искусства – Алия Шарифуллина.

Привычка доверять своему зрению гораздо более зыбка, чем принято полагать. Историческая антропология чувств свидетельствует, что визуальный способ восприятия мира не всегда и не везде был доминирующим. Показывать и доказывать это будут 200 произведений искусства. Тоннельное зрение, слепое рисование, радикальное сокращение палитры, смотрение "затылком и пятками" – художественные эксперименты выстраиваются в размышление о том, что слепота в искусстве – это не только фактурная натура, но и сильная метафора.

"Началом выставки "Котел алхимика" служит зал Клода Лорена. И этот зал посвящен разным способам управления зрения в эпоху классицизма. Всем известная пейзажная трехцветка, когда художники писали в определенной цветовой традиции: всегда голубые дали, коричневый передний план. Это определенный опыт редукции: мы сокращаем многообразие цветов мира до некого идеального сочетания цветов", – пояснила куратор выставки Евгения Киселёва-Аффлербах.

Ослепление как божья кара или испытание, отпечаток невероятной судьбы или таинственного опыта. В одном из залов экспозиции – "Кабинете ученого" – представят разные сюжеты о зрении в истории искусства. До эпохи Просвещения слепота служила метафорой рока, человеческой глупости и недальновидности. Это иллюстрируют поучительные офорты. Затем отношение к незрячим резко меняется: "У слепого душа на кончиках пальцев, ибо он пальцами познает мир".

"Многие памятники, которые показываются на этой выставке, покидают хранения впервые. Например, эта вот редкая гравюра Альбрехта Адольфера показывает знаменитого библейского героя Самсона. Это один из тех примеров, когда незрячие герои воспринимаются как люди, наделенные какими-то экстраординарными способностями", – добавила Евгения Киселёва-Аффлербах.

"Когда я вижу вас, я вас не вижу", – пишет молодой Пикассо Гетруде Стайн. Невидимость образа становится для художников импульсом для поиска новых форм. Пикассо, испытывавший острый страх слепоты, постоянно возвращался к этой теме в своих работах. Альтернативный взгляд на взгляд станет центральным в искусстве ХХ века. Чтобы уйти от привычного, рационального подхода, художники работали буквально "вслепую".

"Арп будет экспериментировать с принципами "случайности", то есть разбрасываются кусочки бумаги – как они легли, так и сложилась композиция будущего произведения. К той же самой практике обращается Гюнтер Юккер. Он делает отпечатки, рассыпая свой фирменный знак – гвозди – на твердой поверхности. Затем он прокатывает через пресс бумагу, получая вот такие рельефные композиции", – рассказала куратор выставки Александра Данилова.

Отказ от визуальности привнес в искусство иные каналы восприятия: слух, запах, тактильные ощущения. Японский художник Насимура Ёхэй специально для этой выставки создал три скульптуры из необожженной глины. Они звучат, распространяют тепло и аромат, призывая зрителя не созерцать, а прикасаться.

"У него есть серия "Нелинейные объекты". Это книги, которые созданы для прикосновения, это обожженные в глине настоящие книги, которые господин Насимура находит на улице. Например, эта маленькая вещь – это "Евгений Онегин", – сообщила Евгения Киселёва-Аффлербах.

"Художник не знает, что делает. Зритель – творец искусства", – писал Марсель Дюшан. На этой выставке зрителю предстоит сложить сотни фрагментов – от зримого до умопостигаемого – в единую картину. И здесь, возможно, мы окажемся в роли тех самых слепцов из известной притчи, которые ощупывают слона, пытаясь описать с разных сторон нечто глобальное.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.