Музеи договорились до определения
В Праге на внеочередной Генеральной ассамблее Международного совета музеев (ИКОМ) одобрено новое определение музея.
Теперь оно звучит таким образом: "Музей — это некоммерческая, постоянно действующая институция на службе общества, которая исследует, собирает, сохраняет, интерпретирует и экспонирует материальное и нематериальное наследие. Открытые для публики, доступные и инклюзивные, музеи способствуют развитию многообразия и устойчивости. Они работают и коммуницируют этично, профессионально и с участием сообществ, предлагая разнообразный опыт для образования, наслаждения, размышлений и обмена знаниями".
И мало кто догадывается, что за этим абзацем текста кроются полвека незыблемости определения, 3 года жарких дебатов вокруг него, многочисленные международные консультации и раскол ИКОМ.
Генеральная конференция проводится раз в три года в разных странах, городах. Традиционно они собирают от двух до пяти тысяч музейных специалистов разных профилей. В рамках конференции проходят выборы президента и основных руководящих органов ИКОМ, а музейные специалисты имеют возможность общения с коллегами из всех стран разного профессионального статуса.
Так было и в 2019 году. До того момента, когда 22 июля руководство ИКОМ представило новое определение понятия музей, предполагающего, по их мнению, "существенный сдвиг" в формулировке.
Планировалось, что уже в сентябре определение будет выставлено на голосование на Генеральной ассамблее в Киото. Однако спустя пару недель национальные отделения 24 стран и 5 международных комитетов ИКОМ потребовали отложить голосование, чтобы иметь возможность подготовить и выдвинуть альтернативное предложение. В ином случае в организации может возникнуть "большой разлад", говорилось в их петиции.
Дело в том, что на протяжении почти 50 лет ИКОМ придерживался следующего определения: "Музей – это некоммерческое учреждение, которое занимается приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материального и нематериального наследия человечества и его окружения в целях образования, изучения, а также для удовлетворения духовных потребностей".
Однако последние годы представители ИКОМ все чаще выражали недовольство старой формулировкой, считая, что "в ней не используется язык XXI века, и она и не отвечает требованиям культурной демократии".
Лагерь недовольных возглавляли представитель Турции, президент ИКОМ Суай Аксой и куратор из Дании Етте Сандал, чей комитет и предложил новый текст определения из 100 слов. В частности, в варианте Сандал говорилось: "Отвечая на текущие конфликты и вызовы времени, музеи сохраняют для общества эталонные артефакты и экземпляры, оберегают и передают следующим поколениям историческую память и обеспечивают равные права и равный доступ к культурному наследию для всех людей". А их работа "основана на принципах партиципации и прозрачности и строится вокруг активного сотрудничества с различными сообществами".
Неудивительно, что новое определение вызвало огромное недовольство: немало аргументов было высказано чрезмерного многословия формулировки, политизированного тона и, что самое главное, "сути, не отличающей музей от культурного центра, библиотеки или лаборатории".
Поняв, что итоги дискуссии будут неудовлетворительными, профессор Новой Сорбонны и председатель Международного комитета по музеологии Франсуа Мэресс вышел из комитета Сандал со словами, что "определение — это простое и точное высказывание, характеризующее предмет, а мы имеем дело не с определением, а с утверждением модных ценностей, чересчур сложным и отчасти ошибочным. Большинству музеев Франции, начиная с Лувра, трудно соответствовать этому определению и идентифицировать себя как "полифонические пространства".
Что же до российских музейщиков, высказавшись по поводу неконкретности словосочетаний "служить делу общества", "цели образования и развлечения" и "постоянная некоммерческая институция", и отметив, что базовые функции музея "не должны стать второстепенными", они, тем не менее, поддержали новое определение.
После многочасовых дебатов на 25-й Генеральной конференции Международного совета музеев в Киото 70% делегатов отказались голосовать по вопросу о новом определении музея.
Тем не менее, по окончании Ассамблеи и краха с голосованием, Аксой поручила пересмотр текста той же самой комиссии, введя в ее состав несколько новых членов, однако встречу так и не удалось провести. 10 марта французское отделение при поддержке европейского и германского отделений пригласило всех представителей ИКОМ на заседание в Париж, но теперь уже присутствовать на нем отказалась Сандал, предложив провести новое голосование в июне 2021 года.
Когда ее не поддержали, Сандал вышла из состава комитета, а следом за ней еще 8 человек, в том числе президент Аксой, поэтому ИКОМ ничего не оставалось, кроме как выбрать нового президента ИКОМ. Им стал представитель Италии Альберто Гарландини, первым делом призвавший " отложить в сторону идеологические разногласия".
Загадочным образом Гарландини удалось невозможное: конфронтация переросла в конструктив, и к голосованию в 2022 году были предложены два определения, опубликованные 12 мая для онлайн-голосования. Выбранное определение представили Исполнительному совету, а затем выставили на голосование в Праге на внеочередной Генеральной ассамблее, состоявшееся 24 августа и закончившееся одобрением большинства проголосовавших: за – 487, против – 23, воздержались – 17.
Остается добавить, что баталии по определению проходили под вуалью заявлений об удовлетворении потребностей в демократическом и открытом процессе консультаций. И что постоянный комитет по определению музеев сформулировал новую методологию, "дизайн которой", по его утверждению, "основан на большей прозрачности, а также на внимательном прослушивании всех предложений".