Уникальный проект: как строят плавучие арктические заводы СПГ
Россия не просто качает нефть и газ по трубам за границу – развивается инфраструктура переработки. Так, под Мурманском, в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений, завершается сборка модулей по сжижению природного газа для проекта "Арктик СПГ-2".
На фоне лазоревого неба – яркие голубые с оранжевым общежития. Это рабочий поселок, в котором одномоментно живут без малого 15 тысяч строителей. И жизнь кипит. и стройка, и продукты привезли. Нам уже выдали спецодежду – отправляемся на промышленную площадку. Очки, наверное, надо поменять. Но в Мурманске сегодня плюс 20 и солнце яркое.
Инновационная промышленная стройплощадка компании "Новатэк" на берегу Кольского залива, в живописной Блокаменке, выросла всего за два года. Завод по производству заводов по сжижению газа. Гыдан – полуостров на Ямале, в Обской губе. на южном берегу Карского моря. Стройка "Арктик СПГ-2". Газ, который будут здесь добывать на месторождении с романтичным названием "Утреннее", прямо "с куста" по трубам станет попадать на установки для первичной очистки, а дальше на заводы, которые придут сюда из Мурманска, как корабли, морем.
От Мурманска до Гыдана – 2000 километров. Весит конструкция без малого 700 тысяч тонн, 30 этажей в высоту. А впереди Арктика. Газовые заводы растут на бетонных основаниях гравитационного типа. Плавучесть – как у любого судна. Заканчиваются гидроиспытания. Док затапливают, действует сила Архимеда, она выталкивает эту махину со всеми верхними конструкциями на поверхность. Потом с помощью балластной системы платформу выровняют, установят на ровный киль и с помощью буксиров выведут в море.
"Наш объект уникален тем, что впервые реализована система хранения сжиженного природного газа непосредственно внутри резервуаров для хранения и отгрузки сжиженного природного газа", – рассказал Станислав Журавлев менеджер по строительству оснований гравитационного типа.
Концепция плавучего завода с самыми большими в мире мембранными резервуарами для СПГ уникальна. Сборка технологической линии из 14 модулей выглядит ошеломительно. Великанский конструктор на супермощных домкратах и рельсах. Сборка первого завода почти завершена. Второй тоже идет по графику.
Предмет особой гордости – первые модули – полностью изготовлены в России. Гигантский цех гудит, как улей. Одновременно собирают модуль компрессора отпарного газа и модуль осушки и удаления ртути. Сотни предприятий со всех регионов разработали, произвели, поставили свою продукцию и оборудование. Краны – "Уралмаша". С ювелирной точностью выполняют наисложнейшие операции в самых суровых погодных условиях. Вот так зимой устанавливали турбины. И когда крановщик Михаил Окулич, за плечами у которого арктическая стройка в Сабетте, рассказывает о своей работе здесь, лицо его, дочерна загоревшее полярным днем, светится мальчишеской улыбкой. "Интересная работа, гордость за страну", – говорит он.
Проект "Арктик СПГ-2", как квантовый магнит, притянул к себе со всей страны энергичную молодежь, трансформировал систему профессионального образования, запустил новые технологические процессы, создал логистические цепочки, дал мощный импульс к развитию тяжелой промышленности.
Президент поручил поддержать верфь "Звезда". Новые танкеры нужны под строящиеся мощности "Арктик СПГ-2", проект будет давать 21 миллион тонн газа в год, и большую часть планируется отгружать в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ямал – это бескрайняя вечная мерзлота, поэтому для снижения затрат заводы по сжижению газа впервые в истории мировой отрасли и строят плавучими за две с лишним тысячи километров, под Мурманском. Здесь надо бы порассуждать о мировой безуглеродной экономике, трендах и технологиях, но мысль сбивается при виде этой производственной поэзии. Открываются ворота в один, наверное, из самых больших цехов на планете. И когда понимаешь, что практически все здесь – техника, технологии материалы и люди – российское, такая гордость берет!