"Последний поезд" в постановке Антона Яковлева открывает сезон в "Ленкоме"

01 сентября 2022 09:26
Режиссер часто работает с классическими пьесами, но выступает против традиционных трактовок.

"Ленком" открывает новый сезон 2 сентября премьерой – спектакль "Последний поезд" поставил Антон Яковлев. Режиссер часто работает с классическими пьесами, но выступает против традиционных трактовок, утверждая: "нужно создавать свой театр".

Режиссер Антон Яковлев в "Ленкоме" ставит впервые. Директор Марк Варшавер пригласил его взяться за известный материал. Американская пьеса "Уступи место завтрашнему дню" российскому зрителю знакома по спектаклю "Дальше – тишина", в том числе легендарному с Раневской и Пляттом. Здесь, в истории, во-первых, изменен текст, во-вторых, из типичной драмы сделан трагифарс, причем музыкальный, в-третьих, введен эффект театра в театре.

Антон Яковлев, режиссер-постановщик: "Я еще внес радикальный принцип существования персонажей: сегодняшних артистов и тех, кто играет персонажей, то есть артист, играющий роль, и артист, который говорит от себя. Собственно, для меня это было принципиально, чтобы эта пьеса не просто была для меня историей, а чтобы я мог рассказать еще о том, что чувствует сегодняшний человек по отношению к этой истории. Что-то изменилось с тех пор или нет?".

История одной семьи, где пятеро детей приезжают в дом к пожилым родителям, которые сделали все, чтобы поставить их на ноги. Приезжают и узнают, что дом заложен и скоро мать и отец окажутся на улице. Линия драматическая здесь намерена смещена: между сценами один из главных исполнителей выходит на авансцену и рассказывает свою личную семейную историю – рассказывает под музыку. "Не сразу поняли, что мы делаем, но в итоге, когда появились музыканты и стало все складываться, оно, на мой взгляд, сложилось и продолжает складываться в правильном направлении. Надо было поверить в режиссера и идти с ним", – отметил народный артист России Виктор Раков.

Несмотря на смену оптики и жанра для создателей спектакля важна реакция зрителей на эту трогательную житейскую драму. "У нас было там два прогона и когда люди выходят с ощущением, что "ой, надо позвонить родителям" – вот это, наверное, самое ценное. Наша работа имеет смысл только в том случае, если зритель, приходя в зал и видя, что ему транслируют со сцены, не отключался, что "а, ну, это не про меня", а наоборот чувствовал созвучие, что-то резонировало, что-то отзывалось", – поделилась заслуженная артистка России Анна Большова.

Главный предмет и образ в сценографии – чемодан. Какой багаж накопили отцы и дети после долгого пути? С чем останется каждый из них? И что на самом деле сложней всего сберечь в семье? Спектакль "Последний поезд" об этом.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники