Отключение реакторов: можно ли обезопасить ЗАЭС
Украинская артиллерия обстреливает станцию с завидным упорством, даже прямо перед визитом Гросси были удары по инфраструктуре АЭС, что привело к внештатным аварийным событиям. Была повреждена линия питания, сработала автоматическая система защиты, ну а далее остановился один из энергоблоков.
"Наносится ресурсный ущерб в первую очередь как раз парогенератору, а это самая тонкая точка. Сегодня эти парогенераторы отработали 34 года, какие-то отработали 35 лет. Это все, конечно, и есть дефект эксплуатации, который может выстрелить самым негативным образом", – объясняет Максим Шингаркин, эксперт по атомной энергетике.
Член главного совета военно-гражданской администрации Запорожской области Владимир Рогов пояснил, что киевский режим целенаправленно бьет по ЗАЭС, чтобы вызвать радиоактивный выброс. При этом риски для безопасности не снизит даже отключение реакторов, что недавно предложил сделать представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби.
Дело в том, что во время работы реактора нарабатывается очень много осколков деления. Да, цепную реакцию можно остановить за несколько секунд, просто опустив в реактор управляющие стержни. Но вот прервать радиоактивный распад осколков деления невозможно физически. Соответственно, выделение тепла продолжится вне зависимости от того, заглушили реактор или нет.
Вспомним принцип работы атомного реактора. Внутри него циркулирует вода, очищенная от примесей. Запуск реактора происходит, когда из его активной зоны извлекаются стержни, поглощающие нейтроны. Во время цепной реакции высвобождается большое количество тепловой энергии. Циркулируя в активной зоне реактора и омывая топливные элементы (ТВЭЛы), вода под давлением около 16 МПа нагревается до 320 градусов. Затем, проходя по первому контуру, она отдает тепло второму контуру. А далее все, как на обычной ТЭС: вода превращается в пар, он с огромной скоростью вращает турбину, которая, в свою очередь, приводит в движение электрогенератор, вырабатывающий электрический ток. Но есть и "отложенная" энергия – ее впоследствии выделяют осколки деления при радиоактивном распаде. В этом-то и заключается основная проблема.
Конечно, мощность остаточного тепловыделения со временем будет падать, ведь по закону радиоактивного распада радиоактивность должна уменьшаться. Например, сразу после остановки ВВЭР-1000 остаточное энерговыделение составляет примерно 6% от мощности блока. Через 3 минуты оно спадет до 2%, а через час – до 1 процента. Но главная проблема в том, что даже спустя месяцы и годы после остановки реактора тепло продолжит выделяться! Да, речь идет о сотых процента от номинальной мощности. Но только вдумайтесь: одна сотая процента от 3000 МВт – это 300 кВт.
Этой энергии вполне хватит для повреждения топлива, если оставить реактор без внимания и обслуживания. А это значит, что в течение нескольких лет придется прогонять через реактор колоссальные объемы воды. Это десятки миллионов кубометров, которые должны предотвратить процесс вторичного деления.
Ну и, конечно, надо отметить, что обстрелы ВСУ – это не только ядерный терроризм, но и диверсия по отношению к своим собственным гражданам. Да, на Украине остаются еще три АЭС, но Запорожская давала стране пятую часть всей энергии. Она обеспечивала электричеством все население Украины, а еще металлургию, топливную и машиностроительную отрасли.
Россия запросила на 6 сентября заседание Совета Безопасности ООН. Как раз в свете непрекращающихся украинских обстрелов Запорожской АЭС и безрассудных провокаций киевского режима. Любопытно, что на этом заседании скажет Рафаэль Гросси.