Как Горбачев повлиял на ход мировой истории
Вчера в Москве простились с первым и единственным президентом СССР. Михаил Горбачев умер в Москве 30 августа в возрасте 91 года после продолжительной болезни. На церемонию прощания в Михаилом Горбачевым в Колонном зале Дома Союзов пришли тысячи россиян. Похоронили Горбачёва на Новодевичьем кладбище рядом с супругой.
Колонный зал Дома Союзов. Люди идут прощаться с человеком, с политиком, с эпохой. Прощаться пришли единомышленники, друзья – Игнатенко, Муратов, Явлинский. Сразу заметен Виктор Орбан – премьер Венгрии. Снова проигнорировал всякие западные гласные и негласные ограничения. Захотел и приехал.
Прохладное утро. Очередь. Кто-то сдержан, кто-то даже немного рассеян. Есть и те, кто в слезах, как этот совсем еще молодой человек. Хотя не может помнить, какой была эйфория в начале перестройки.
Люди бежали к нему, а он к ним. Перестройка дала невероятные надежды. Советский человек стал чувствовать себя участником политических событий, еще совершенно не понимая, что же такое политика. Казалось, это просто. Как поговорить с генсеком или послушать его простую речь.
Его южнорусский говорок охотно и беззлобно пародировали. Свобода, от которой перехватывало дыхание. Можно пародировать генсека, можно читать Довлатова, Солженицына, можно увидеть Папу Римского. Горбачев – первый лидер, который с ним встретился. На Западе – "горбимания". Горбачев становится частью поп-культуры, моды на все советское. И даже Голливуд на короткое время стал показывать русских не только кровожадными тупицами, а просто неотесанными, которым порой можно симпатизировать.
Горбачев вывел войска из Афганистана, разрушил Берлинскую стену. Распустил Варшавский договор (был такой военно-политический блок). Оставил на обочине бывших союзников. Вот на трибуне бывшая политическая опора СССР. Он верит в бескорыстную дружбу новых друзей.
Обманули. Внутри страны – брожения. Все сильнее. Хлебнув свободы, страна захотела есть. А нечего. К тому же чудовищная бездарностью исполнения антиалкогольная кампания. И безалкогольные свадьбы. Над этим смеялись уже недобро. И пока выкорчевывали виноградники, народ скупил весь сахар и дихлофос. Горбачев получил прозвище Минеральный секретарь.
Страна ждала уже чего-то более существенного, чем перестройка, превратившуюся в смесь неопределенности с товарным знаком. Парад суверенитетов, балансирование на грани распада.
Балансировал и сам Горбачев.
От ГКЧП Горбачева спас Ельцин. Только затем, чтобы унизить и уничтожить. Горбачев уже ни на что не влиял. Да, попытался спасти Советский Союз референдумом, о котором сегодня почти никто не помнит. Ельцин действовал проверенным аппаратным способом – собрал лидеров, подписал соглашения в Беловежской пуще. Горбачев воспринял то, что произошло в Беловежской пуще, как политическое предательство. Перед отъездом Ельцин журналистам сказал, что будем пробовать подтянуть Украину к этому проекту, если не получится подумаем о других вариантах. Вот, судя по всему, этот вариант и был предъявлен Горбачеву уже в готовом виде. Кроме того, в этом разговоре принял участие и Назарбаев.
Он старался спасти, оживить страну, которую любил. Но вот незадача – на Западе Горбачева любят за то, что при нем СССР распался. Во всяком случай так кажется.
Невозможно представить, что он тогда чувствовал. Человек, который прошел путь от всеобщего истинного обожания до всеразрушающего унижения. Это за мгновение до официальной отставки.
После отставки они много ездят по миру с Раисой Максимовной. Их тепло принимают. Горбачев создает свой фонд. А так как все, что заработал на высших коммунистических должностях – квартира в Москве, зарабатывает для своего фонда лекциями в западных университетах. Пишет книги. Одна из последних – "Остаюсь оптимистом".
Семья Горбачевых всегда была особенно дружной. От них всегда веяло теплом и светом. И место для своего упокоения Михаил Сергеевич выбрал давно – конечно, рядом в Раисой Максимовной.