Всероссийский музей декоративного искусства представляет "Артефакты и гаджеты Елены Ковылиной"
Всероссийский музей декоративного искусства представляет "Артефакты и гаджеты Елены Ковылиной". Художница уверена, что искать истоки современных изобретений надо в старинных предметах быта. Путь от волшебного клубка к навигатору проследила Юлия Струкова.
Елена Ковылина и ее команда предлагают поиграть с гаджетами, как с бытовой утварью. Например, нам на помощь приходит дополненная реальность.
Одни зрители смогут узнать в герое Ивана-царевича, другие поймут, что такое новое поколение мобильной связи 5G. Спасение Елены Прекрасной может происходить и сегодня на сером мотоцикле в мегаполисе. Барышень никогда не отпускает вопрос: "Я ль на свете всех милее?". Картины Елены Ковылиной, специально созданные для выставки, совместили с предметами из коллекции музея, которые в свое время способствовали прогрессу.
"Всегда есть желание преодолеть свои возможности. И если раньше эта интенция больше звучала в сказках, мифах, народном искусстве. Это все была знаковая система, которая сегодня, к сожалению, потеряна", – заявила куратор проекта Алина Сапрыкина.
Старинный предмет – тогдашний продукт "прорывных технологий" – здесь отзеркален сегодняшним. В вещах – от лаптей к кроссовкам – это эволюция фактическая. Или в изображениях – это эволюция фантазийная. Елена Ковылина предполагает, что кокошник усиливал волны головного мозга и мог устанавливать связь с космосом. Он был предтечей мощных антенн. Снегурочку, растаявшую от любви, художница сравнивает с НЛО. Подозревает, что где-то в иных пространствах живут сирины и химеры – генетические мутанты. А в превращении братца Иванушки в козленочка усматривает будущие трансгенные опыты.
"В сказке пришел Царевич и разрушил чары Бабы-Яги, а тут робот, и вот непонятно, поможет он девочке или нет", – отметила художник Елена Ковылина.
Геометрические узоры на старинных вещах – это микросхемы, как считает Елена Ковылина. В цифровой цивилизации они стали маленькими и присутствуют везде: в телефонах, компьютерах, камерах. Из старинных орнаментов для своих картин художница создала, так называемые, фрактальные антенны.
"Совместно с радиоинженером мы выделили тридцать паттернов из этих узоров, и на их основе создали реально действующие фрактальные антенны, которые были изготовлены на заводе в Зеленограде, протестированы (у каждого есть свой паспорт), и мы видим на какой частоте идет волна. И теперь у меня каждая картина "чипирована" такой антенной. Получается, что проект отражает наше время. Потому что чипы сейчас есть во всем, в том числе и в картинах", – рассказала художник Елена Ковылина.
Декорации выставки – экологичные и многоразовые. А навесы на кубах, где выставлены предметы, повторяют контуры фрактальных антенн.
"Эти линии вдохновили Константина Ларина на эти окна в эти кубы, которые бы состояли именно из этих форм. Поэтому архитектура, я бы ее охарактеризовала как неоминимализм", – пояснила продюсер выставки Сара Виниц.
Планируется, что проект "Артефакты и гаджеты", соединяющий пространства и время, залихватский и философский одновременно, будет показан в разных регионах страны: от Калининграда до Чукотки.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.