Выставка "Я слышу тебя" открылась в Московском музее современного искусства
Московский музей современного искусства и галерея "Триумф" представляют выставку Сергея Филатова "Я слышу тебя". Художник создает звуковые скульптуры, которые учат правильно воспринимать звук. На выставке побывала Анна Аппалонова.
Здесь надо смотреть, но главное – слушать звуки инсталляций и себя. Это выставка про органы чувств и восприятие. Восемь залов, практически в каждом всего лишь одна работа. Когда посетителей нет, здесь тишина. Но стоит зайти хоть одному человеку, инсталляции начинают звучать. Художник Сергей Филатов экспериментирует с направлением звука в пространстве и ищет новые способы звукоизвлечения.
"Эта работа называется "Ось времени", и она сделана при помощи металлической катушки, состоящей из тонких алюминиевых плектров. Она тихонько вращается, небольшой пластиковый медиатор задевает эти плектры, и получается тонкий звук, который мы сейчас слышим", – говорит куратор выставки Марина Бобылева.
Одна из самых известных работ Сергея Филатова – "Соноры". Здесь они взаимодействуют с плодами времени. Чтобы запустить этот механический оркестр, нужно встать в центр зала. Тогда застучат маленькие причудливые ударные инструменты и зашелестят плоды. Они кажутся мягкими, а на самом деле созданы из металлической стружки.
Эту работу еще нигде и никогда не показывали. Она создана специально для выставки, так что – это премьера. В каждой из полусфер находится небольшой молоточек. Удары то мягче, то жестче сменяют друг друга. И в итоге весь этот зал наполнен плотным звуком металлического шара. Называется работа "Вся красота, вся мудрость – внутри тебя"
Еще одна работа, которая впервые вышла в люди – "Поле флуктуации", то есть колебания. Тоже полусферы, но вместо молоточков – шарики. Они движутся спонтанно и хаотично. А в этой инсталляции – никакого хаоса. Здесь задействованы огромная скорость вращения и магнитное поле. Это – "Орфей. Песнь китам".
"Мы слышим такой протяжный звук, который образуется за счет того, что металлический диск, вращаясь, задевает несколько разных струн. Звук отражается, размножается и получается очень объемное звучание, которое может вызвать морские ассоциации", – комментирует Марина Бобылева.
На этой выставке нужно задержаться подольше, чтобы не просто услышать, а почувствовать все эти звуки. Единственное, что здесь не звучит – световая инсталляция. У нее другая задача – рисовать лучами.