Доходный дом Бутурлиной отреставрируют в Петербурге
Санкт-Петербург – лидер по числу многоквартирных жилых домов, признанных объектами культурного наследия. Таких зданий в Северной столице 1900. И почти все они требуют капитального ремонта. В этом году исторический облик начали возвращать тридцати пяти памятникам, среди них и дом Бутурлиной на улице Чайковского. Екатерина Грициенко – с подробностями.
Тридцать пять многоквартирных домов – объектов культурного наследия – начали реставрировать в Петербурге в этом году. Задача – не просто привести в порядок фасады памятников, но и вернуть им исторический вид. Программа рассчитана на 10 лет и включает в себя 255 объектов.
Будь то гирлянды или резные капители мощных колонн – в необарочной архитектуре привлекает каждая деталь. Впрочем, в отличие от своего пышного предшественника, этот новый в XIX веке стиль, лишен обилия золота, мрамора и гранита. Другим стал и окрас фасадов – в эпоху барокко это был голубой или цвет морской волны.
"Появлялись уже новые материалы, много объектов появлялось в натуральном камне, поэтому вот такое нюансное сочетание – как будто это не окрашенная штукатурка, а натуральный камень", – говорит архитектор-реставратор Елена Шарова.
Когда с фасада дома Бутурлиной снимут леса, предстанет непривычная картина. Перед реставрацией стены были бирюзово-зеленые, а будут охристо-бежевые. Именно в таких оттенках задумал здание архитектор Гаральд Боссе. Перекрасили фасад уже после Великой Отечественной войны.
"К сожалению, вот эта центральная часть была полностью утрачена, сюда попал снаряд. И наиболее сохранившимся считается левый ризалит, где и были обнаружены подлинные фрагменты исторической цветовой гаммы", – рассказывает заместитель директора СПб ГКУ "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры" Александра Комиссарова.
Охристо-бежевые стены – свидетели сложной истории здания. Его построили в 1860 году. Благодаря дворцовому фасаду, доходный дом пользовался спросом. Здесь, например, жила семья математика Софьи Ковалевской. С середины XIX века в здании размещалось посольство Австро-Венгрии. В Первую мировую его поджигали. Затем Октябрьская революция – тогда в доме жили военнопленные. Сейчас памятник архитектуры хоть и не в аварийном состоянии, но часть фасада все же вызывает опасения.
"Здесь есть довольно широкая терраса, которая не была должным образом гидроизолирована. Вся вода текла по фасаду. Это вызвало довольно большие сложности в работе и заняло больше времени. Плюс, когда вскрыли покрытие террасы, выяснилось, что там и внутри еще много всего. В общем, все, что было покрыто и могло быть покрыто зимой снегом, – все было в крайне неудовлетворительном состоянии", – сообщает председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга Сергей Макаров.
Единственный элемент декора, который полностью сохранился до наших дней – цветочная гирлянда. Ее можно распознать по особой фактуре, а еще по темным слоям – это горячая олифа, ей покрывали гипс для придания прочности. Современный аналог старинной гирлянды пока выдают металлические анкеры и связующий состав, которым композицию примораживают к стенке.
"Это адгезионный закрепляющий грунт. Это одна из процедур, которая осуществляется для того, чтобы закрепить поверхность декора. Это собственно идентично тому, что было на историческом материале применено", – комментирует Александра Комиссарова.
Русты – это четырехугольники для облицовки стен. Ими оформлен первый этаж дома. Вообще, рустовка – метод исторический. Его использовали еще в Древнем Риме – пытались сберечь фасады от ударов телег. Чтобы добиться эффекта мощи и прочности, прямоугольники нужно покрыть специальным составом. В XIX веке это мог быть битый кирпич, гипс, известковый раствор. Позже русты оденут в "шубу" – это такой штукатурный набрызг, получается мелкобугристая поверхность. Какой именно толщины будет "шуба", экспертам предстоит выяснить и сделать это непросто. Первый этаж дома Бутурлиной многократно ремонтировали, подлинник материала до нас попросту не дошел. А четких канонов для такого декора не было. Создание "шубы" – всегда импровизация.
"Она имеет естественный характер, то есть там нет какой-то жесткой пластики. Она должна выглядеть естественно, а в большинстве случаев очень сложно достигнуть того, что имеет такой свободный характер" – говорит Александра Комиссарова.
Каким станет рельеф облицовки и какой оттенок будет у стен – горожане узнают в следующем году. Именно тогда завершат реставрацию исторического здания.