Выставку "Сто попугаев" можно увидеть в Ярославле
"Сто попугаев" из фарфора и фаянса поселились в Ярославском художественном музее. Фигурки птиц, изготовленные на европейских заводах, представлены на выставке, которая посвящена образу попугая в искусстве XIX – XX веков.
Гордо восседающий на ветке, не обращающий никакого внимания на копошащихся внизу насекомых. Все это тлен и суета сует. Один из любимых сюжетов мастеров фарфора – попугай притягивал к себе внимание всегда. И было за что.
"Он существовал и в римских мозаиках, но как-то иначе стали относиться к нему после крестовых походов, когда эту птицу стали наделять какими-то особенными свойствами", – рассказывает заведующая экспозиционно-выставочным отделом Ярославского художественного музея Людмила Макарова.
Именно тогда попугай, чьи перья, как считалось, не мокнут под дождем, стал одним из символов Девы Марии – олицетворения чистоты и непорочности. Век XIX сузил все смыслы до одного: яркая птица в праздничном оперении – это богатство, достаток и даже роскошь. Равно как и фарфоровые статуэтки, изображающие попугаев.
"Дорого стоили сложные в изготовлении фигуры, которыми можно было украсить интерьер. Производство такой фигуры могло занимать до двадцати дней", – говорит заместитель директора ЯХМ Алексей Федорчук.
При этом модели выдерживали лишь пятьдесят отливок. Но фарфоровые фабрики любили попугаев. Эти два красавца – гордость коллекции Ярославского художественного. Фабрика, где они родились, просуществовала всего шесть лет. Один из ее модельщиков Фридрих Карл Энс затем основал свою и стал выпускать "пернатый" фарфор такого качества, что мельница с тремя инициалами под цепкими лапками – теперь повод для учащенного пульса любого коллекционера.