Что пережили пленные в застенках неонацистов
Они шли к этому так долго – разделенные линией фронта, мучительной неизвестностью, страхом за своего сына, брата, мужа – и вот теперь обнимаются. Со слезами на глазах. Пока все освобожденные вчера 55 человек находятся в казарме, где, наконец, можно привести себя в порядок после подвальной жизни, или те кому нужна помощь врачей – в госпитале, а отпуск еще впереди. Родственники успели приехать пока не ко всем, но Министерство обороны в организации этих таких долгожданных встреч всемерно помогает.
"Проводились допросы, били дубинками и применяли электрический прибор. Когда ты попадаешь в плен, у тебя мир переворачивается, ты не понимаешь, что происходит, думаешь о своих близких родных в этот момент. К тебе применяют физическое давление, психологическое, у тебя в голове непонятно что происходит", – рассказал Илья Юн, один из бывших военнопленных.
Физическое давление – это пытки и избиения, через которые в первые дни проходили все. Близким давали позвонить только в обмен на интервью и, конечно же, исключительно с заранее известными ответами.
"Сначала интервью, в котором мы позвоним твоей жене, и этот разговор выложим в Интернет. Задавали всякие провокационные вопросы, на которые хотели получить нужные ответы", – говорит Илья Юн.
Илья закончил артиллерийское училище, после выпуска из которого – пятилетний контракт. Он ждет родителей, знает, что они к нему едут, но не знает, что уже приехали. И уже заходят в палату. С отцом здоровается левой рукой – правая на перевязи. Вот кадры, как накануне освобожденные из плена военнослужащие Минобороны России, а также армейских корпусов Донецка и Луганска прибыли в аэропорт Чкаловск. Илью тогда сразу отсадили в скорую – с рукой у него все было очень сложно. Но вот сейчас после проведенных обследований врачи говорят, что все будет хорошо.
На неторопливые разговоры теперь времени предостаточно – что-то вспомнить и проанализировать.
Самое тяжелое помимо того, что с пленными могли сделать и делали физически, – это постоянное психологическое воздействие, как рассказывают наши бойцы. Днями напролет им рассказывали, что они брошены и никому не нужны, в то время как кропотливая и тонкая работа по их вызволению велась с самой первой минуты неволи каждого. И сегодняшние светлые и радостные переживания – именно ее следствие.
Значение того, что произошло в жизни этих людей в последние несколько суток, переоценить сложно. Это окончание периода издевательств и неизвестности, который у некоторых затянулся на несколько месяцев. Сейчас всех их окружают забота врачей и всех необходимых специалистов и, конечно, любовь и тепло родственников.