Судьбы странных домов: "яйцо", "слон" и другие диковинки Москвы и Подмосковья
А есть истории ещё фантастичней, а дома – ещё удивительней. Причём чаще всего у таких архитектурных не то, что недоразумений, скорее, причуд – не очень завидная судьба. Кто и зачем проектирует и строит необычные дома, почему их почти невозможно продать?
На рынке элитной недвижимости Москвы грянула сенсация! Цена на знаменитый "Дом-Яйцо" достигла исторического минимума. Если верить ресурсу "ДомКлик", один из самых необычных особняков мира, на улице Машкова, на днях выставлен на продажу всего за 360 миллионов рублей, что составляет немногим более 6 миллионов долларов. А в год постройки, в 2000-м, за Дом-Яйцо просили более, чем 12 миллионов долларов.
"Двадцать практически пять лет тому назад позиции были абсолютно иные – новое здание, интересная форма, такая необычная. Тем более – частный дом, единственный, можно сказать, в постсоветской Москве в центре города. Конечно, по замыслу заказчиков, тогда должен был найти огромное количество желающих", – говорит Денис Ромодин, старший научный сотрудник Музея Москвы.
Автор Яйца – известный архитектор Сергей Ткаченко, хотел войти с ним в историю. И вошёл, но в ином смысле: как создатель самого бесполезного сооружения, в котором никто не хочет жить. "
"Внутри там получились, по сути, капитальные перегородки и очень маленькая нарезка комнат, такие вот сектора.То есть, по сути, это 4 этажа и 340 кв. м, но очень неудачная планировка", – рассказывает Ромодин.
Увы, именно о скалы прозы жизни, или нормы САНПИНа, как правило, и разбиваются все самые головокружительные архитектурные фантазии. Испанский галеон, выброшенный на сушу среди глухих лесов Подмосковья – будто воплощённое наяву видение из романов Маркеса, как выяснилось, имеет вполне прозаическую историю, хотя и не без некоторой доли романтики. Нынешний владелец, художник, выставивший дом-парусник на продажу, говорит, что прожил в нём самые счастливые годы своей жизни.
"Человек, который построил этот дом, хотел сделать свадебный подарок своей дочери. Я его купил и до сих пор не жалею, потому что влюблен в море, влюблен в морские вот эти вот перепетии..." – говорит Алан Басита, владелец дома-корабля.
Поднявшись на борт, попадаешь в кают-компанию с камином и библиотекой. Тут же санузел и даже сауна. На верхней палубе – гостевая и детская каюты. И, конечно, капитанский мостик.
- Все атрибуты морской жизни присутствуют в доме – и штурвал, и якорь и паруса, – перечисляет Басита.
- Ну так а почему же вы тогда сами решили расстаться с ним?
- А семейные обстоятельства вынудили, дети выросли, дом стал маленький...
Получается, галеон так и остался романтической игрушкой, аттракционом. Как и самый известный из необычных домов Подмосковья – 4-этажный слон на Новорязанском шоссе.
Как выяснилось, знаменитый дом-слон действительно представляет точную копию отсканированной по 3D-технологии упаковки из-под Цейлонского чая. Одна загвоздка: продать здание не могут уже более 10 лет. По некоторым данным, на его строительство было потрачено более 42 миллионов рублей.
Жить в слоне тоже нельзя – нет коммуникаций, не соблюдены нормы дачного строительства. Видимо, пытаясь окупить затраты, хозяева устроили на этом же участке что-то вроде нелегального хостела. Соседей от слона просто трясет:
- Надо ФМС сюда, чтобы разогнали там нелегалов!
- Вы что делали в доме-слоне, девушки?
- Идите отсюда!
– А вы там что делаете, скажите? Вы там живёте?
– Мы в гости пришли!!
А тут прямо теряешься – что за "нечистая сила" перенесла тебя из Подмосковья в Трансильванию. Но, никакой ошибки, замок Дракулы теперь – главная достопримечательность Балашихи. А в в самой высокой башне и своя Рапунцель обитает.
"Башня Венецианская, с колоннами. 4-метровые окна, тут изображён орёл в камне, и это прямоугольное строение – наш дымоход, 4 пасти дракона, – поясняет Наталья Визоргина, гид. – Когда мы топим, из каждой пасти идёт клуб дыма. Атланты на башне, голова дракона, крыша выполнена в технике побежалость".
Как выяснилось, замок на собственном участке уже 12 лет возводит инженер Александр Пузанов.
- Ваше здание – это что? Это аттракцион, это музей, это жилой дом?
- Это жилой дом! Я в нём и сам собираюсь жить.
- А вот эти все артефакты, исторические вещи, которыми наполнен дом – откуда они берутся?
- В основном с помоек, это действительно так.
- Мы поднимаемся с вами в Венецианскую башню, и здесь у нас инсталляция, шестерёнки 18-го века, – показывает Визоргина. – Здесь у нас находится дыба, дыбе 110 лет.
- Планируете использовать?
- Конечно, у нас достраивается пыточная. Тут у нас на полу ад, осторожнее! – А здесь у нас рыба-пиранья в терновом венце. 120 лампочек в подсветке.
Но, пожалуй, настоящая магия в том, что все эти циклопические колонны, атланты и горгульи сотворены вручную, силами рабочих из Ближнего Зарубежья. Таинственные интерьеры, причудливые арт-объекты из обломков надгробных плит и древних механизмов привлекают многочисленных фотографов и экскурсантов.
- Но вы очень богатый человек, нет?
- Нет, я не богатый человек, – отвечает Пузанов. – Я обычный среднестатистический, среднего звена человек.
- А вот замок построен, рядом пристройка строится, что дальше?
- Дом хоббитов. – Дом хоббитов? – Дом хоббитов, а наверху помещение для ... людоедов.
Граф Дра..., простите, инженер Пузанов, похоже, ближе всех прочих смог подойти к золотой середине, когда необычная форма, внутреннее содержание и функциональное назначение сооружения не противоречат друг другу. Александр Карпов, Александр Чуканов, Павел Глазунов, Александр Ковалёв, "Неделя в Городе".