Зарубежные кинематографисты высказались о советской киноклассике
"Летят журавли"
Интервью Стивена Спилберга газете "Известия" от 19 октября 1994 года:
"Один из моих самых любимых русских фильмов – "Летят журавли". Одно из великих качеств российского кино – мастерство в показе чего-то малого, глубоко личного, на фоне невероятной, огромной деятельности вокруг. Русские рассказывают историю одной любви, но окружают её тысячами человек, лошадьми, артиллерией, взрывы сотрясают воздух. И просто интересно, как выстраивается этот баланс между интимным и сюрреалистическим, который есть, к примеру, в работах Эйзенштейна. И вот ещё: когда я вспоминаю русские фильмы, первое, что приходит мне в голову, – это даже не столько простор и зрелищность, сколько – поцелуи. Русские делают великие поцелуи в кино... Это пролётка у крыльца... Это иконная образность. И великие кадры, когда летят журавли, и крики в небе. Малая частность, но всегда окружённая простором, огромными армиями и всем тем чрезвычайным, огромным, что и мне так нравится делать в кино".
Смотрите фильмы Золотой коллекции "Мосфильма" на медиаплатформе "Смотрим"
"Иваново детство"
Джефф Бриджес об Андрее Тарковском, журнал Esquire, 2010 год: "Один русский режиссер – он еще снял "Дом из песка и тумана" – дал мне как-то посмотреть Тарковского. Раньше я его не видел. Вот у кого никаких обязательств перед зрителем. Сцена длится десять минут, ничего не происходит, но ты настолько расслаблен, и тебе так хорошо".
"Человек-амфибия"
Квентин Тарантино о фильме "Человек-амфибия", 2019 год: "Если бы я делал фильм о себе, там появился бы один русский фильм, который очень нравился мне в детстве. Это "Человек-амфибия"! Его в Америке не показывали в кино – дублировали на английский и сразу отдали на телевидение. Помню, 9-й канал в Лос-Анджелесе в начале 70-х крутил его довольно часто. Я даже не знал, что это русский фильм, но смотрел с большим удовольствием".
«Цвет граната»
Режиссер Микеланджело Антониони (из книги Нодара Хатиашвили "Штрихи к портрету Сергея Параджанова"): "Цвет граната" Параджанова поражает своей совершенной, неземной красотой. Параджанов, на мой взгляд, лучший кинорежиссер в мире".
"Андрей Рублев"
Шведский режиссер Ингмар Бергман об Андрее Тарковском, журнал "Сеанс" №13: "Фильм, если это не документ, – сон, греза. Поэтому Тарковский – самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять? Он – ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее трудоемком и в то же время наиболее податливом жанре искусства. Всю свою жизнь я стучался в дверь, ведущую в то пространство, где он движется с такой самоочевидной естественностью. Лишь раз или два мне удалось туда проскользнуть".
"Зеркало"
Ларс фон Триер о фильме Тарковского "Зеркало", журнал Time Out: "Вы видели фильм под названием "Зеркало"? Он меня просто загипнотизировал! Я смотрел его раз двадцать. Это практически моя религия: Тарковский для меня – бог. И если бы я не посвятил ему свой фильм, то все бы сказали, что я у него что-то позаимствовал. А если заимствуешь, то посвящай".
"Солярис"
Ларс фон Триер о фильме Андрея Тарковского "Солярис" (Беседы со Стигом Бьоркманом): "Когда я хочу позволить себе момент полного наслаждения, мне достаточно посмотреть "Солярис" Тарковского, – он вызывает у меня восторг, и на душе становится теплее".
"Иди и смотри"
Антонио Бандерас о фильме Элема Климова "Иди и смотри" (газета "КоммерсантЪ" от 04.05.2010): "Могу пересказать по кадрам "Иди и смотри" Элема Климова. Я увидел его в 1984 году, и он остался лучшим фильмом о войне за всю мою жизнь. Мальчик, входящий в дом, хозяев которого истребили нацисты, повсюду оставшиеся следы мирной жизни. Об этом разоренном гнезде я вспомнил, когда смотрел "Сталкера" Андрея Тарковского: тот же кошмар неприкаянности. Хотя и без войны. Герой этого фильма от ужаса ходил зигзагами – это была страшная геометрия".