Музей-усадьба "Поленово" отмечает 130 лет со дня основания
Музей-усадьба "Поленово" празднует юбилей. 130 лет назад Василий Поленов начал строить на берегу Оки "дом, приспособленный к размещению коллекций" – так сам художник называл главное здание своей усадьбы. Какие традиции сегодня сохраняют в Поленово и как отмечают круглую дату – расскажет Ксения Егорова.
Подготовка дров на зиму, уборка территории, ремонт всего пришедшего в негодность. Если бы не труд Сергея, жизнь в музее-усадьбе, возможно, бы остановилась – так говорят сотрудники "Поленово". Представить себе полноценную жизнь дома и парка без мужских рук невозможно. "Сначала начинается уборка территории. Собираем мусор, после сбора мусора идем на центральную аллею", – говорит сотрудник Музея-заповедника В.Д. Поленова Сергей Ермилов.
Строго говоря, 130 лет исполняется "Большому дому"– трехэтажному зданию, возведенному на вершине холма над Окой. Этот дом, как и сад, проектировал сам художник – несимметричные фасады, окна разнообразных форм, балконы, скаты крыши, мебель, двери и даже замки. Сегодня каждая бытовая деталь сохраняет первоначальный замысел Василия Поленова. Традиции здесь соблюдают неукоснительно уже более века. Так, с помощью обычной коробки осуществляют переход дома с летнего времени на зимнее.
"Просто поставить – это как-то некрасиво, безлико. Для этого у нас существует замечательный мох, который мы собираем в хорошую погоду, сушим и потом укладываем между рамами. Мох гигроскопичен, он забирает влагу", – пояснила главный хранитель Музея-заповедника В.Д. Поленова Екатерина Герасимова.
Необычные подоконники и яркие композиции из сезонных овощей, фруктов, цветов – тоже давняя традиция. Украшать пространство всем, что можно найти в саду или огороде, здесь тоже начали более ста лет назад. В пространство дома буквально вживается природа, а сам дом – в окружающий ландшафт. Именно так и задумывал художник.
Наталья Поленова читает корреспонденцию прадедушки – о строительстве своего дома и устройства мира вокруг в 1892 году. Первому народному и просветительскому дому и музею на берегу Оки очень повезло: не перестраивался, не конфисковывался, устоял даже в 90-е прошлого века. А все потому, что создавался изначально не просто художником: Поленовы во всех поколениях – созидатели.
"Человек, который в первую очередь говорил всегда о том, что самое страшное, что может быть, – это разрушение, и ратовал всегда за созидание. Это был главный смысл его жизни", – рассказала Наталья Поленова, директор Музея-заповедника В.Д. Поленова.
Некоторые называют Поленово идеальной утопией, сам художник говорил "именьице". Как бы то ни было, именно здесь реализовал свои самые смелые замыслы, главный из которых был просветительский. И, похоже, этот подход работает и 130 лет спустя.