План подрыва Крымского моста мог разработать ветеран армии США
Теперь уже известны многие детали, как именно был организован теракт на Крымском мосту и кто стоял за этим ударом по критической гражданской инфраструктуре России. Следы, конечно, ведут на Украину. Именно оттуда были отправлены десятки тонн взрывчатки, которые и внешне, и на экране просвечивающего рентгена выглядели как обычные стройматериалы.
"Федеральной службой безопасности Российской Федерации совместно со Следственным комитетом Российской Федерации установлено, что организатором теракта на Крымском мосту являлось Главное управление разведки Минобороны Украины, его руководитель Кирилл Буданов, сотрудники и агентура. Взрывное устройство было закамуфлировано в рулоны со строительной полиэтиленовой пленкой на 22 паллетах общим весом 22 770 килограммов и в начале августа текущего года отправлено из морского порта города Одессы в болгарский город Русе по контракту № 02/08/2022 между ООО "Транслогистик УА" (Киев) и "Baltex Capital S.A." (Русе)", – проинформировали в ФСБ.
Судя по украинским базам, фирму "Транслогистик" зарегистрировали в Закарпатской области Украины за месяц до начала российской спецоперации. Болгарский город Русе – главный порт страны на Дунае, но Болгария была лишь первой промежуточной остановкой многоступенчатого маршрута. Ведь далее украинский смертоносный груз отправили в Грузию, в порт города Поти, а затем перевезли в Армению. Из Еревана вновь через территорию Грузии партия проследовала в Россию – 6 октября пересекла российско-грузинскую границу через КПП "Верхний Ларс" и оказалась на оптовой базе в Армавире. После чего была направлена в Крым.
По данным ФСБ, к организации переправки груза из Болгарии в Грузию были привлечены граждане Украины, среди которых Цюркало Михаил Владимирович, 1975 года рождения, а также Ковач Денис Олегович, 1979 года рождения, Соломко Роман Иванович, 1971 года рождения, граждане Грузии Иносаридзе Сандро, брокер по имени Леван и гражданин Армении Терчанян Артур, 1985 года рождения.
Вместе со сменой стран и городов дважды происходила подмена документов. Так в Ереване в терминале "Трансальянс", после того как груз по правилам ЕАЭС был растаможен, на него подменили документы, после чего его отправителем уже являлось ООО "ГУ АР ДЖИ ГРУП", зарегистрированная в Армении, в городе Алаверди, а получателем – ООО "Лидер" (город Москва). И уже эти подмененные документы заменили на еще одну фальшивку, когда груз был в России.
"7 октября сего года при содействии Р. Соломко, гражданина Украины, Злоба Владимира Васильевича, 1987 года рождения, и еще пяти установленных граждан России документы на груз снова были изменены, отправителем было указано ООО "ТЭК-34" (город Ульяновск), а получателем – несуществующая фирма в Республике Крым. В этот же день паллеты были загружены в грузовой автомобиль гражданина России Юсубова Махира, 1971 года рождения, который выехал в город Симферополь, а 8 октября 2022 года в 06:03 при следовании по Крымскому мосту осуществлен подрыв", – указали в ФСБ РФ.
Как заявили в ведомстве, передвижение груза по всему маршруту контролировал сотрудник главного управления разведки министерства обороны Украины. Он же связывался со всеми участниками преступной схемы, представляясь как Иван Иванович. Для координации использовал номер, зарегистрированный на гражданина Украины. жителя города Кременчуг Андрейченко Сергея Владимировича, 1988 года рождения, а также виртуальный анонимный номер, купленный в интернете.
Ход расследования 12 октября обсуждали на совещании в Симферополе, которое провел глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.
"На сегодняшний день установлено 12 физлиц, кто имеет отношение к совершению террористического акта: граждане России, Украины, Армении и Грузии", – сообщил первый заместитель председателя СК РФ Эдуард Кабурнеев.
"То есть сегодня нет никаких сомнений, что теракт на Крымском мосту подготовлен и осуществлен спецслужбами Украины?" – уточнил Бастрыкин.
"Так точно. Следственным путем эта версия полностью подтвердилась", – ответил Кабурнеев.
Кстати, украинские спецслужбы проявляются и сейчас, пытаясь замести следы. В украинский сегмент интернета вбросили информацию о том, что у взорвавшийся машины и той, что на рентгене, не совпадает количество осей. В действительности же взрывчатку везли две разных машины. Сканировали ту, что пересекала российско-грузинскую границу – это фура европейской марки DAF с одной задней осью. В момент взрыва на мосту груз уже был переложен в другую фуру – с американским тягачом International, у которого две задние оси. Как раз эта машина и фигурирует на кадрах визуального осмотра.
Как сообщили в ФСБ, в рамках уголовного дела, уже задержаны восемь человек: пять граждан России, трое – Украины и Армении.
Не исключено, что в подготовке теракта украинцам помогали и западные спецслужбы. По данным издания Grayson, британская разведка еще весной разработала план по уничтожению Крымского моста, Портал ссылается на секретные документы анонимного источника и делает вывод, что разрабатывал план ветеран армии США Хью Уорд по запросу британца Криса Донелли, советника генсека НАТО. Рассматривались и варианты ракетного удара, и минирования опор с использованием водолазов или подводных беспилотников. В каком-то виде свои идеи и знание о конструкции сооружения могли донести до Киева.
В данный момент на мосту активно идут ремонтные работы, к которым подключились и подошедшие плавучие краны. Всего задействовано 30 единиц техники и 250 специалистов.
Расследование тем временем продолжается. Как сообщили в ФСБ, к ответственности будут привлечены все организаторы и соучастники этого теракта, в том числе иностранные граждане.