Британия разочаровалась в премьере Лиз Трасс
Британские газеты гадают, сколько еще дней Лиз Трасс продержится в кресле премьера. Заголовки о том, что ей предстоит побороться, но прогнозы для нее неутешительные – слишком уж провальным оказался ее старт во главе правительства страны. Увольнение ближайшего соратника, канцлера казначейства Квази Квартенга и отмена собственных решений – все это ничего хорошего премьер-министру не сулит.
Новый министр финансов Джереми Хант видит себя если не в роли спасителя, то, как минимум, человека, который должен исправить ошибки предшественника. Ради новой должности он прервал свой отпуск в Бельгии. Для него это безусловный карьерный скачок. Хант уже был министром здравоохранения и иностранных дел, выдвигал свою кандидатуру на пост премьера.
"Я не голосовал за Лиз Трасс, но я поддерживаю ее, потому что согласен с ее фундаментальными планами для этой страны. Они заключаются в том, чтобы вернуть нам рост, чтобы мы все могли позволить себе то, чего действительно хотим. Чтобы быть успешными, но также быть сострадательным обществом с действительно хорошими государственными услугами. Я думаю, что страна хочет именно этого", – заявил Джереми Хант, министр финансов Великобритании.
С таким "вторым номером" в команде Трасс придется быть начеку. Ее предшественника Бориса Джонсона подсиживал Риши Сунак, занимавший пост канцлера. С Квази Квартенгом Лиз Трасс были не разлей вода, но она им в итоге пожертвовала.
"Мне было невероятно жаль его терять, он мой большой друг и разделяет мое видение того, как вывести страну на путь роста", – рассказала Лиз Трасс, премьер-министр Великобритании.
Говорят, что когда Квартенга попросили срочно вернуться в Лондон из Америки, где он был на заседании МВФ, о своей отставке он ничего не знал. Из окружения уволенного канцлера теперь пошли слухи, что Лиз Трасс выиграла себе всего несколько недель на посту премьер-министра.
"Останется ли она премьер-министром или нет – вся ее повестка дня сейчас, это ее способность реализовать свой политический проект, который находится совершенно не в ее руках. Все это в руках ее партии. Достаточно 30 голосов или около того, чтобы ее планы были сорваны. Консервативная партия невероятно расколота и раздроблена в данный момент и находится в руках рынка", – считает Джилл Раттер, старший научный сотрудник Института государственного управления Великобритании.
Уже понятно, что полностью успокоить рынки отставкой Квартенга и отменой части принятых решений у Трасс не получилось. С однопартийцами справиться еще тяжелей. Недовольные ею консерваторы могут закидать требованиями о ее отставке специальный партийный комитет 1922, и тогда ей могут предложить уйти по собственному желанию, не дожидаясь вотума недоверия. Во время краткой пресс-конференции 14 октября Трасс заявила, что со своего поста она не намерена уходить.
"Она пытается быть похожей на госпожу Тэтчер, которая считалась сильной, властной женщиной. Поэтому и Трасс пытается делать тоже самое. Но даже госпожа Тэтчер на пике своей карьеры знала, когда ей надо отступить, хотя и была известна тем, что не отступала. Лиз Трасс тоже должна научиться понимать, когда отступить, когда измениться, когда приспособиться", – объясняет Джастин Стюарт, председатель региональной инвестиционной платформы.
Если не считать увольнение ближайшего коллеги, то пока Лиз Трасс особого умения адаптироваться к меняющейся ситуации не продемонстрировала.
"Как сказано в одной хорошей книге, она пытается доказать, что есть жизнь после смерти. Но ее нет. У нее нет ни малейшего шанса добиться успеха, спасая свое премьерство", – считает Дэвид Меллор, бывший главный секретарь казначейства.
Слабость правительства чувствует оппозиция. Агентство Bloomberg пишет о том, что уволив канцлера и попытавшись перезагрузить свой экономический план, Лиз Трасс использовала все возможные инструменты, но в результате оказалась в еще более уязвимом положении.