Выставка работ Александра Иванова "На пути к храму" открылась в Третьяковской галерее

21 октября 2022 10:50
Экспозиция посвящена библейским мотивам в творчестве художника.

Выставка работ Александра Иванова "На пути к храму" сегодня открывается в Третьяковской галерее. Автор монументального произведения "Явление Христа народу" всю жизнь посвятил работе над библейскими сюжетами. О творческом пути художника расскажет Мария Трофимова.

Об этих произведениях мало кто знает. Но именно они стали прологом к графическому циклу "Библейские эскизы". Чтобы продолжить писать полотно "Явление Христа народу" – дело всей его жизни, Иванову не хватало средств. Он надеялся получить официальный заказ и стать одним из художников, привлеченных к работе над росписью Храма Христа Спасителя. Не дожидаясь предложения, художник решил заняться сочинением запрестольного образа "Воскресения Христова".

"То, что мы показываем сегодня, необычно, неординарно, мало известно и является каким-то удивительным синтезом и объединением тех импульсов, которые шли от традиции древнерусского искусства, традиции иконописи, от западно-европейской художественной традиции, которую он воспринял сквозь призму искусства назарейцев, – группа, с которой он был очень близок во время пребывания в Риме – и интерес к европейскому искусству", – рассказывает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Заказ для храма Иванов так и не получил, но сама возможность позволила ему погрузиться в изучение иконографии и попытаться постигнуть русскую православную живопись. Иванов создал три варианта образа "Воскресения Христова": "Вознесение праведных", "Изведение из гробов", "Праведники парят над пустыми гробами". Тем самым показав, что для выражения мистического смысла, художник стремится найти форму, соединить символику с реалистическими мотивами, объемно-пространственное решение с плоскостным.

"Это заключительный вариант художника. Центральное место занимает, как и на остальных эскизах, фигура Христа в ореоле – сиянии миндалевидной мандорлы, под его ногами поверженные врата ада, скрещенные здесь, на них сцена грехопадения. Главная тема эскиза – это ликование воскресших праведников, то есть Христос, спустившись в ад, освободил тех, кто там томился", – комментирует куратор выставки Маргарита Крылова.

А вот первый вариант. В композиции еще не очень ясно выражена идея. Парящий над своей гробницей Христос изображен в академической традиции: полуобнаженный, прикрытый погребальной пеленой – такой вот ренессансный образ.

В 1846-м году у Александра Иванова возникла идея создания "всемирного" храма Спасителя в Москве. По задумке художника, он должен был быть заложен в день 25-летия коронации Николая Первого . Пространство в духе Успенского собора и Василия Блаженного мастер хотел украсить мозаиками, скульптурами и живописью. Эти рисунки, созданные на сюжеты Ветхого Завета, Иванов задумывал как эскизы настенных росписей.

"Бог карающий, Бог-каратель – отсылка к псалмам Давида, где Давид взывает к Богу, прося его помочь, так как враги одолели. Посмотрите, как он владеет рисунком, здесь как бы отход от академической традиции, это пятна дрожащие, которые создают ощущение и хаоса, и подвижности, и динамики, очень сильного эмоционального воздействия", – поясняет куратор выставки Анна Антонова.

Эти несколько лет – с конца 1844 по 1948 год – стали важными периодом для дальнейших поисков Александра Иванова.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники