В Доме культуры "ГЭС-2" можно услышать и увидеть "Настройки-3"
Синтез звука и картинки. В Доме культуры "ГЭС-2" можно услышать и увидеть "Настройки-3". В продолжении аудиовизуального проекта 7 классических музыкальных сочинений дополнили работами современных художников. Репортаж – Юлии Кундрюковой.
Перед тем, как пройти на выставку, для прессы придумали нечто среднее между гаданием на картах и сеансом психотерапии. На столах раскладывают карточки с вопросами – философскими, чтобы поразмыслить, и помогают найти ответ, ориентируясь на тему экспозиции. Если два предыдущих проекта "Настройки" занимали почти всё пространство "ГЭС", то третий – камерный. 7 павильонов носят имена великих композиторов.
Первый павильон – "Штраус/Шёнберг". Здесь звучит вальс, написанный Штраусом, и сразу переосмысленный Шёнбергом тот же вальс, но рассчитанный уже не на большой, а на камерный оркестр. Арнольд Шёнберг в начале XX века придумал Общество частных музыкальных представлений, где в приватной обстановке слушатели глубже вникали в музыкальные трансформации.
"Мы слышим буквально вот этот стык между романтизмом и модернизмом, между XIX веком и XX веком, этот стык, этот шрам, он проходит буквально через это произведение", – заметил куратор проекта Дмитрий Ренанский.
В одном зале – офорты Пиранези – из собрания Музея архитектуры Щусева, здесь же – реплика "Проб и ошибок" художницы конца XX века Люси Маккензи, и фото Владислава Мамышева-Монро. Художники прошлого – о своём настоящем и воображаемом будущем, рядом с художниками будущего, которые переосмысливают прошлое. Это и есть глобальная тема выставки – переломные моменты эпох, смены направлений в искусстве и личные трансформации художников и музыкантов.
Павильон "Шостакович" – это реконструкция номера гостиницы "Венец", которую построили в Ульяновске в 1970-м году, за год до того, как Шостакович завершил 15 симфонию. В этой инсталляции художник Кирилл Глущенко стремился проникнуть в природу советского идеального и отразить эпоху, которая "была навсегда, пока не кончилась".
Гостиница считалась эталоном быта и одним из лучших творений советского модернизма. Шостакович здесь звучит не только как представитель той эпохи. Он обращается к прошлому: в 15-ой симфонии – коллаж из Россини, Вагнера и Глинки. По тому же пути идёт художник, собравший инсталляцию. Кирилл Глущенко на две недели поселился в старой гостинице, внимательно изучая каждую деталь.
Следующий – самый тревожный павильон – "Шуман". Здесь – не об эпохах, а о личных переменах в жизни композитора. В павильоне звучит его последнее сочинение "Вариации духа".
"Это вещь, которая написана в очень критический для него момент между попыткой самоубийства и больницей психиатрический, он как бы сочинил музыку, не прибегая к нотной, собственно, грамоте, которая постоянно у него крутилась в голове", – рассказала куратор проекта Екатерина Чучалина.
И здесь же – художники, которые тоже переживали обсессии: Михаил Врубель и Синди Шерман, Альберто Джакометти и Фрэнсис Бэкон. Путешествие заканчивается в седьмом павильоне "Вагнер". Здесь звучит вступление к его опере "Тристан и Изольда", ее исполняет цифровой оркестр. Музыкальные колонки расставлены по аналогии с рассадкой оркестра, каждая из которых отвечает за звучание отдельного инструмента. Так авторы экспозиции подчеркнули особую черту Вагнера, он всегда тщательно продумывал и контролировал условия воспроизведения своих сочинений.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.