Саммит G20 на Бали предварила целая череда скандалов
Все последние дни жители индонезийского острова возносят молитвы за то, чтобы встреча лидеров стран Большой двадцатки прошла без серьезных потрясений. Местный аэропорт в чрезвычайном режиме принимает самолеты президентов, премьер-министров и глав делегаций. А 18 тысяч полицейских взяли в плотное кольцо отель Apurva Kempinski, где 15 ноября стартует первый день саммита. Вся акватория острова Бали под контролем десятка военных кораблей.
Уже за несколько дней до начала саммита курортный район Нуса-Дуа на самом юге Бали ввел жесточайшие меры безопасности. Да и идиллическая природа этого места, несмотря на старания индонезийских властей, вряд ли будет способствовать уменьшению напряженности. И при том, что официально темой саммита заявлено "восстановление мировой экономики", очевидно, что противостояние России и Запада станет основным сюжетом предстоящей встречи G20.
Обстановка на острове начала накаляться уже накануне. Сначала лидеры западных стран решили отказаться от традиционного совместного фотографирования из-за присутствия в Индонезии российской делегации. А сегодня пошли в лобовую. Агентство Associated Press (AP) сообщило с пометкой "срочно", что Сергей Лавров, который возглавляет делегацию России, был экстренно госпитализирован с проблемами сердца сразу после приземления на Бали. При этом AP даже показало видео больницы, где якобы лежит глава российского МИД. Но буквально через минуту этот беспардонный вымысел опровергла официальный представитель министерства иностранных дел Мария Захарова. В своем Telegram-канале она опубликовала видео с Лавровым.
"Про нашего президента уже лет десять пишут, что он заболел. Эта такая игра, которая в общем-то не новая в политике. Западным журналистам желаю быть все-таки почестнее, чем они есть, писать правду почаще и не ограничиваться в своих репортажах одной точкой зрения, которую они транслируют по всем вопросам, где так или иначе задействованы интересы Российской Федерации", – дал свои советы создателям фейковых новостей Сергей Лавров, сидя за столиком у своего гостиничного номера.
О том, что это была явная информационная атака, спланированная западными медиа, говорит и то, что, например, генсек ООН Антониу Гуттериш, с которым у Сергея Лаврова на 15 ноября запланирована встреча, даже не слышал о проблемах со здоровьем у российского министра. Отвечая на этот вопрос, Гуттериш сначала не понял, о чем идет речь.
"Я ничего не знаю о проблемах со здоровьем у господина Лаврова. Я конечно желаю ему крепкого здоровья и надеюсь, что завтра мы с ним встретимся на переговорах", – вежливо ответил на вопрос журналистов генеральный секретарь Организации Объединенных Наций.
Заказчики этой антироссийской провокации в принципе и не скрывались. За несколько дней до прилета Лаврова на Бали новый премьер-министр Великобритании Риши Сунак пообещал, что Британия и союзники сделают все, чтобы изолировать Россию на встрече G20. В статье для газеты The Telegraph, Сунак назвал Россию "государством-изгоем" и пообещал покинуть зал во время выступления российской делегации. Главное обвинение от британского премьера – препятствие Россией поставкам продовольствия на мировые рынки.
"Мы должны положить конец ужасающему превращению продовольствия в оружие со стороны России. Я поддерживаю генерального секретаря ООН Гутерриша в обеспечении продолжения поставок зерна по Черному морю и призываю все те страны, которые могут производить больше продуктов питания или высвободить запасы, поступить именно так, чтобы помочь увеличить поставки", – поделился своими измышлениями с читателями издания Риши Сунак.
Позиция Москвы будет в очередной раз изложена уже завтра на заседании Группы двадцати. Хозяин саммита президент Индонезии Джоко Видодо прилагает последние усилия, чтобы саммит прошел конструктивно, и призывает лидеров западных стран смягчить риторику в отношении России. В противном случае, и это понимают все, итоговая резолюция саммита может быть не принята.
"Я хочу, чтобы конкретные результаты работы G20, которых ждет мир, были достигнуты. Ваша поддержка и гибкость были бы высоко оценены. Я надеюсь, что сотрудничество между Индонезией и Европейским союзом, а также в формате АСЕАН – ЕС будет продолжать укрепляться", – словно глас вопиющего в пустыне звучит призыв Джоко Видодо.
У западных делегаций осталась последняя ночь, чтобы попробовать склонить участников саммита на свою сторону. Не случайно перед началом заседания президент США провел переговоры с лидером Китая. А журналисты из мировых СМИ гадают, какие еще провокации ждать от противников России в ближайшие дни.
***
У Индонезии 17 тысяч островов, но когда страна проводит саммиты, приглашают всех только на Бали. 8 градусов южнее экватора. Воздух прогревается до +31 градуса. Вода +28 градусов круглый год. Снять пиджак и галстук хочется моментально. Но политический дресс-код этого сделать не позволяет. А в комнатах для переговоров здесь иногда бывает и погорячее, чем на улице.
Райский остров на дни саммита оказался в морской блокаде. Берег охраняют отряды боевых кораблей. Их строй разбавил только прекрасный трехмачтовый парусник.
Аэропорт Денпасара принимает правительственные лайнеры. Каждого здесь встречают яркие девушки, исполняющие традиционный балийский танец. И Джо Байден, который прилетел без супруги, не удержался – остановился посмотреть.
Из-за множества делегаций остров практически встал: пробки из черных и полицейских автомобилей. Особо долгие и полные перекрытия – для кортежа американского президента.
"Именно из-за этой ситуации с дорогами многие туристы сейчас уехали отдыхать на другие пляжи", – жалуется местный таксист.
И правильно сделали: практически каждый фешенебельный отель сейчас – площадка для переговоров. Один из них выбрали местом для переговоров Си и Байден. 30 гектаров площади, 6 бассейнов, 9 ресторанов. Пока рабочие усердно подметают пляж, пальмы патрулируют солдаты индонезийской армии. Успеваем заметить, что здесь офицерам можно носить крупные перстни на обеих руках. Персонал отелей пресекает любую попытку посмотреть, куда не следует.
"Не снимайте ту сторону, пожалуйста. Сейчас у нас гости, VIP-персоны", – заявляют они.
Мимо действительно проезжает кортеж Си. На встречу лидеров Китая и США Си Цзиньпин приехал первым. Это, пожалуй, главные двухсторонние переговоры дня. Следом появился и кортеж Байдена.
Лимузин Байдена – знаменитый Beast ("Зверь"), толщина бронированных стекол составляет 13 сантиметров. Всего кортеж американского президента состоит из 40 машин — для узких горных улочек Бали это уже перебор.
На месте встречи китайская сторона формально хозяйка. Поэтому председатель Си стоял у флагов, а Джо Байдену пришлось к нему идти для рукопожатия.
Это их первая встреча как лидеров стран. До этого были только видеозвонки. Китайский лидер из-за пандемии долго никуда не ездил. Да и сейчас столы для переговоров на почтительном расстоянии, а все члены делегаций в масках. Си Цзиньпин дал понять — в отношениях двух стран есть серьезные проблемы.
"Мы должны найти верное направление для развития двусторонних отношений. Мир ожидает, что Китай и США будут вести дела подобающим образом. Нам нужно работать со всеми странами, чтобы появилось больше надежды на глобальный мир, больше уверенности в глобальной стабильности, а также для появления более мощных стимулов для совместного развития", – обрисовал текущую политическую ситуацию Си Цзиньпин.
Дальше – разговор за закрытыми дверями. Переговоры длились больше трех часов. Все это время военная полиция и охрана буквально отгоняли журналистов от машины Байдена. О главных темах встречи американский президент рассказал своей прессе, с трудом разобрав, что написано в собственном же заявлении.
"Э-э, – протягивает, щурясь, Джо Байден. – Трудно это прочитать".
Но Байден все же собрался и сообщил, что к холодной войне с Китаем США не стремятся, но и Тайванем не поступятся. И это при том, что сам Си Цзиньпин сегодня назвал этот остров красной линией в американо-китайских отношениях.
"Я ясно сказал, что наша политика в отношении Тайваня совершенно не изменилась, она та же, что и всегда. Мы хотим, чтобы вопросы отношений по обе стороны пролива были разрешены мирно, чтобы до вторжения дело никогда не дошло", – подчеркнул в своем заявлении Джо Байден.
Со своей стороны официальной представитель МИД Китая после переговоров сегодня напомнил Америке, чей Тайвань.
"Если заинтересованные страны искренне стремятся к миру и стабильности в Тайваньском проливе, они должны соблюдать принцип одного Китая и работать с Китаем, чтобы четко противостоять движению его к независимости", – подчеркнул официальный представитель китайского внешнеполитического ведомства Мао Нин.
Не обошлось и без разговора о России. Белый дом давно пытается подтолкнуть Пекин к осуждению специальной военной операции на Украине. Здесь, похоже, Байдену цели достичь не удалось. Поэтому он снова заявляет о поддержке Украины деньгами и оружием.
"Мы не будем участвовать в каких-либо переговорах. Ничего не может быть сделано по Украине без Украины. Это решения, которые должна принимать сама Украина. Я давал это ясно понять, что мы будем продолжать предоставлять возможности украинскому народу для защиты", – заявил Джо Байден.
Даже в отсутствии на Бали российского президента о России здесь говорят постоянно. И это еще когда официально саммит Двадцатки даже не стартовал.
Известно, что не будет совместного фотографирования, так называемого family photo. От него отказались западные лидеры для того, чтобы не попадать на один снимок с представителем Российской Федерации. Но индонезийские журналисты вместо "семейного фото" сделали коллаж — здесь Олаф Шольц, Эммануэль Макрон, машет рукой Си Цзиньпин, а рядом с ним Владимир Путин. Только под коллажем подписано, что вместо президента России будет министр иностранных дел.