В Третьяковской галерее готовят к открытию выставку, посвященную Игорю Грабарю
Талантливые художники предпочитают не заниматься организационными вопросами, искусствоведы, как правило, не владеют техникой масляной живописи. Игорь Грабарь мог совместить все. Его хрестоматийные полотна – ультрамариновые тени на мартовском снегу, хризантемы, неубранная посуда на столе. Грабарь – русский импрессионист, входит в объедение "Мир искусств". Его звезда ярко зажигается после революции.
Благодаря своей энергии и дружбе с Луначарским он возглавляет и создает буквально все культурные проекты в СССР. Третьяковской галереей он руководил еще с 1913. Ввел систему, которой пользуются музейщики и сегодня. В 1918 он возглавил Всероссийскую комиссию по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, позже она стала реставрационными мастерскими.
Игорь Грабарь ставит своей целью открыть красоту и величие древнерусского искусства, доказать что Андрей Рублев так же велик как Джотто. Грабарь принимает участие в реставрации рублевской Троицы, спасает иконы, которые в то время изымают из храмов и домовых церквей. От советской власти он получает все регалии, и пользуется этим, чтобы созидать и помогать. В мастерские, которые сейчас носят его имя, он приглашает лучших реставраторов.
В 1931 он покидает пост главы реставрационных мастерских, свое детище он бросает неслучайно. Над мастерскими нависла опасность, арестованы трое соратников Грабаря – Барановский, Анисимов, Чириков. Теперь он берется за кисть в тяжелые моменты жизни. Увидев в 1929 во время поездки в Европу отреставрированного Халса, начинает писать портреты.
Но в советском искусстве происходит крутой переворот, провозглашается социалистический реализм. О нем, как о единственно верном методе, Грабарь делает доклад на 17-м съезде партии в 1934 году. Он меняет свою манеру, теперь это даже не соцреализм, а советский салон. Где позы искусственные, а лица вымученные.
Портрет девочки Светланы – публика считала, что это дочь Сталина, которую никто тогда не видел. Но это была племянница химика Зелинского, кураторы выставки нашли документы. А чтобы написать Владимира Ильича, Грабарь в 1930-х покупает гипсовый бюст вождя, расписывает его акварелью, делает макет стола, книжных полок и пишет с натуры. Гости Грабаря были несколько шокированы такой инсталляцией. После войны Грабаря захватят уже другие темы, среди них – создание многотомной истории русского искусства, на которой были воспитаны несколько поколений отечественных искусствоведов.