В Музее имени Щусева установили автора холста "Образ Спаса Нерукотворного"

16 ноября 2022 09:01
Работа принадлежит кисти художника Михаила Нестерова.

Установлено авторство работы "Образ Спаса Нерукотворного", которая хранится в Музее архитектуры имени Щусева. Картина принадлежит кисти Михаила Нестерова. Об открытии, сделанном в ходе реставрации холста, – Юлия Струкова.

Этот гигантский холст несколько десятилетий был скрыт от глаз широкой публики. Меньше года назад его извлекли из запасников Музея Щусева и начали реставрировать.

"Под сомнением было – Нестеров это или нет. Но когда мы достали и положили на стол, стали ее просматривать, все было грязно, но реставраторы расчистили ее частично и увидели этот фрагмент, где написаны инициалы", – отметила реставратор графики Музея архитектуры имени Щусева Ольга Царева.

С 1908 года Михаил Нестеров занимался эскизами росписей для Покровского собора Марфо-Мариинской обители. Вместе с архитектором храма Алексеем Щусевым их планировали и внутри, и снаружи. На фасадах лики мозаичные – Богородицы и Спаса. У Нестерова уже был собственный метод создания мозаик, отработанный в соборе Спаса на Крови в Петербурге.

"Он делал сначала наброски, эскизы и разные варианты на бумаге. И эти эскизы в окончательном варианте показывал заказчику. Далее он изготавливал в размер произведение маслом на холсте. Окончательный вариант, в размер. Если это мозаика, то в размер мозаики", – пояснила главный научный сотрудник Отдела трехмерных предметов Музея архитектуры им Щусева Наталья Милюшина.

Эскизов для "Спаса" на сегодня известно три. Оригинал для мозаики в последнем научном каталоге считался утерянным. Между тем, на этом холсте – детали, направление и форма мазков, колористические нюансы, словно пособие Нестерова для мозаичистов.

"Очень похоже, что наше произведение как раз является оригиналом для мозаики. Мозаики делались до конца 11-го года, в мастерской Владимира Фролова, и монтировались на фасад в ноябре-декабре 11-го года", – заметила главный научный сотрудник Отдела трехмерных предметов Музея архитектуры им Щусева Наталья Милюшина.

В 1928 году Марфо-Мариинская обитель была окончательно закрыта. В Покровском соборе разместился клуб "Санпросвет" со Сталиным на Горнем месте. Работы Нестерова замуровали холстами на подрамниках и фанерными щитами. Произведения, имеющие художественную ценность, передали в музейный фонд Московского отдела образования. Какая-то их часть, плохо описанная, в 34-м попала в образующийся музей архитектуры. Предметы хранились на территории Донского монастыря.

"Здесь большой процесс работы для нескольких реставраторов, то есть, и поэтому решили, что будут участвовать в этой работе несколько реставраторов, даже из разных музеев", – заметила реставратор графики Музея архитектуры имени Щусева Ольга Царева.

Реставраторы по дереву, графике и живописи приводят произведение в порядок. Сначала работали с деревянной рамой, потом с картоном, на который сдублирован холст. Сейчас уже расчищают живопись от копоти, пыли, грязи, и даже птичьего помета.

"У нас в будущем году планируется большой выставочный проект, посвященный 150-летию со дня рождения Алексея Викторовича Щусева. Мы обязательно представим эту вещь в экспозиции, посвященной творчеству Алексея Викторовича в области храмостроительства", – заявила главный хранитель Музея архитектуры имени Щусева Наталья Шашкова.

А сейчас на наших глазах становится видимой иконография плата, нимба, стилизованная под древние новгородское фрески, как хотел Щусев, в соответствии с архитектурой собора. Вскоре реставраторы приступят к расчистке лика. Своего русского Христа, как пишет Нестеров в воспоминаниях, он хотел сделать не слишком суровым, но и не слащавым.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники