Академия Ильи Глазунова в этом году отмечает 35-летие
Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в этом году отмечает 35-летие. Народный художник СССР основал ее в 1987 году. За это время из стен вуза вышло не одно поколение талантливых художников, скульпторов, искусствоведов. Об истории академии и ее жизни сегодня – Юлия Струкова.
Лепят, пишут, проектируют – творят здесь ежедневно и ежесекундно. В скульптуре сначала учатся лепить череп, потом портрет, потом фигуру. Изучают пластическую анатомию – переходят к обнаженной модели, анималистике и архитектуре. "Мы обращаемся к русской классике, к Мартосу например. Или к античной классике, к работам Фидия, к высокому Возрождению, работам Микеланджело", – рассказал доцент кафедры рисунка академии Илья Дюков.
"Мастерство рождается из традиции", – говорил Илья Глазунов. Идею создать национальный институт классического искусства он вынашивал годами. В 1987-м ее удалось реализовать. Академии Глазунова выделили "дом Юшкова" – особняк XVIII века, построенный по проекту Баженова. "Здесь было училище живописи, ваяния и зодчества. И неслучайно он этот дом просил тогда под академию. Имена великих художников русской школы здесь вписаны в кладку XVIII века", – сообщил ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Иван Глазунов.
Михаил Шаньков учился у Ильи Глазунова еще в Суриковском училище. Принципы обучения были те же, что в Императорской академии художеств. Они же закрепились в Глазуновке. Через изучение европейской школы нужно было прийти к созданию своего, русского искусства. Илья Глазунов считал, что в советское время эта традиция была прервана. "Для нас Глазунов организовал копийную практику в Эрмитаже и в Русском музее. Банковский мост, львы с золотыми крыльями, Эрмитаж. Нас воодушевляло то, что никто больше этим не занимается в наших учебных заведениях. И мы думали, что с благословения Глазунова мы откроем нашим зрителям картины, в которых мы покажем великую русскую историю", – поделился профессор кафедры академического и анатомического рисунка академии Михаил Шаньков.
Громкие проекты, которые кажутся фантастическими, представила кафедра архитектуры – это градостроительная концепция Садового кольца, восстановление Калужской площади и Курского вокзала. Их смысл – в возвращении утраченных памятников. "Я проектировала Большую и Малую Сухаревскую площадь, в том числе восстанавливая Сухареву башню. Мой проект отличается тем, что здесь все вместе составляет ансамбль", – пояснила выпускница академии Дарья Почивалина.
"Представьте, что Москва становится вот такой. Мы специально сделали такую актуальную, резкую работу, как Садовое кольцо, как важнейший градостроительный феномен, именно для того, чтобы показать, что это все живо. Это самая живая архитектура. Это архитектура будущего", – добавил заведующий кафедрой архитектуры академии Михаил Филиппов.
Профессией будущего называют свою специальность и реставраторы икон. Эту кафедру реставрации темперной живописи боготворят все музеи и частные собрания страны. Сотни произведений древнерусской живописи здесь спасли от исчезновения.
"По всей стране много наших выпускников – это вклад нашей академии в общее дело, в возрождение и сохранение наследия", – говорит старший преподаватель кафедры реставрации темперной живописи академии Анна Прозова.
Возвращать утраченное – здесь главный принцип. К примеру, во дворе дома Юшкова восстанавливают выставочный зал. С затейливым фасадом и стеклянным куполом, сделанным по проекту Шухова. Он обветшал и был утерян в советские годы. "Там выставлялись многие художники Серебряного века. Я считаю, этот зал надо восстановить – он будет точкой притяжения не только к академии, а вообще художественной жизни в Москве", – отметил Иван Глазунов.
Об идее возрождения зала мечтал еще Илья Сергеевич Глазунов. Его сын сегодня говорит, что должен довести дело до конца. Строительство планируют завершить к 2025 году.