Храму Василия Великого во Владимирской области присвоили статус памятника монументальной живописи
Статус памятника монументальной живописи присвоили храму Василия Великого во Владимирской области. Его расписывали палехские мастера в XIX веке. Татьяна Воронцова продолжит тему.
Святой князь Владимир – глубина взгляда, точность и плавность пропорций создают эффект его присутствия. В этом удивительная особенность академического стиля росписи, расцвет которого пришелся на XIX век.
"XIX век – это был век реалистической живописи. Если на иконах плоские изображения, то здесь, мы видим, фактически ничем не отличается от Грановитой палаты Московского Кремля, от шедевров, которые выставлены в Эрмитаже, в Русском музее", – пояснил настоятель храма Святителя Василия Великого, иерей Аркадий Маковецкий.
Отец Аркадий – настоятель храма Святителя Василия Великого в селе Борисовское уже почти 30 лет. Его историю изучал и в архивных документах. "Московский князь Иван Калита в завещании своим детям отписывал эти села, и в том числе Борисовское и Старая Купавна под Москвой были переданы его сыну – князю Семену Гордому. Поэтому мы с достоверностью можем утверждать, что в 1314 году, 700 с лишним лет назад, храм на этом месте существовал", – сообщил настоятель.
В 1835-м на месте деревянного возвели каменный храм. Из двух частей – зимней и летней. Отец Аркадий сегодня возвращает к жизни борисовский храм. Настенная живопись в зимней части храма восстановлена в полном объеме. В XIX веке академический стиль считался новаторским. Палехские мастера своими ориентирами выбрали художников эпохи Возрождения. Их роспись стала насыщаться цветом, эмоциями.
"Когда стала развиваться реалистическая живопись, она стала включать в себя не только сами иконописные изображения, но и альфреику, и пейзажи", – отметил настоятель храма, иерей Аркадий Маковецкий.
Некоторые лики в летней части храма – святого мученика Иоанна, преподобных Афанасия и Евдокии – сохранились в первозданном виде. Сегодня их скрывает сеть строительных лесов. Летний храм расписан накануне Первой мировой – в 1912 году. И это другой стиль – билибинский: удлиненные пропорции и соединение разных направлений живописи.
"Из академической живописи, из канонической и старообрядческой, сюжеты, подписи, все немножко разное. Белила, скорее всего, были свинцовые. Очень сильно живопись потемнела, скорее всего, из-за недостатка света", – пояснил реставратор Дмитрий Фролов.
Отец Аркадий говорит, что живопись храма содержит множество интересных моментов, которые заслуживают изучения искусствоведов. Предстоит и разгадка этого практически уничтоженного текста. Восстановленная "проповедь в красках" откроется всеобщему взору в следующем году. Есть планы и у отца Аркадия: он заканчивает свою книгу по истории древнего храма.