Как война меняет жизнь в приграничных регионах
Не прекращаются атаки ВСУ на приграничные районы Брянской, Белгородской и Курской областей. Украинские ракеты перехватывали системы ПВО. Но разрушения и жертвы все же есть. Что там сейчас и как справляются на месте?
Битое стекло вмерзает в разбросанную взрывом землю. Теплотрассу пробил осколок мины. Дома будто ослепли. Зияют провалы окон. Их закрывают целлофаном и одеялами испуганные жильцы. Последствия удара украинской мины в стену общежития. Удар был такой силы, что от взрывной волной вылетели рамы в доме напротив. При этом надо отметить, что никаких военных объектов в округе нет. Здесь только жилые дома и мирные люди.
От границы с Украиной до этого места по прямой – два километра. Раньше там был международный пункт пропуска. Теперь от соседей прилетает только смертоносное железо. В этот раз обошлось без жертв. Но в траурном списке белгородцев, погибших от обстрелов ВСУ, все больше.
Спальный район Шебекино. Остановка общественного транспорта, пиццерия, магазины, аптека. На ее пороге осколок настиг 50-летнего мужчину. Уже потом выяснится, что он был уроженцем соседнего украинского города Волчанска. Позже станет известно о еще двух скончавшихся от детонации мины.
От прямого попадания мины разбросало кровлю. Деревянные балки, расколотые в щепы. Осколки прошили насквозь оконную раму, вспороли ковры и застряли в потолке и стенах. В соседней квартире выбиты все стекла. По райцентру Валуйки украинцы били уже ракетами – "Точкой-У". И вновь пострадали невинные.
Бойцам ПВО удалось сбить выпущенную со стороны Украины ракету, но ее начинка – кассеты – сдетонировала в центре города. Смертоносные осколки разлетелись по округе. Вот такие следы остались на кузовах припаркованных машин.
Вокруг этой пятиэтажки воронками перепахана земля. Следы детонации от разорвавшихся снарядов. Одним из фрагментов убило 35-летнего парня. Приехал навестить маму, но не успел даже выйти из машины.
За жизнь 15-летней девочки сейчас борются врачи. Она была в доме с дедушкой, когда в крышу ударил один из снарядов системы залпового огня "Град". После взрыва почти сразу начался пожар. Из-за пыли и дыма не было видно, куда идти. Стены пошли трещинами. Дверные проемы перекосило.
После взрывотехников и следователей следующими в дома и квартиры пострадавших от обстрела приходит спецкомиссия. Фиксирует ущерб. Губернатор области обещает в ближайшее время помочь пострадавшим всем необходимым.
Региональное МЧС на своем сайте и через социальные сети распространяет инструкцию, как себя надо вести, если вдруг оказались под завалами. Видеопамятки для детей и взрослых – о правилах поведения во время обстрелов. Скоро обещают открыть доступ к интерактивной карте убежищ на случай воздушной тревоги.
Основы экстренной медицинской помощи в Белгороде можно освоить прямо на рабочем месте. Специальные курсы ведут реаниматологи. Как остановить кровь при осколочном ранении, теперь знает любой студент в этом колледже. Будущие модельеры и дизайнеры сидят за швейными машинками, чтобы помочь фронту. Эти жгуты всегда в дефиците. Зарубежный аналог стоит полторы тысячи рублей. Белгородская разработка по себестоимости – около сотни. Шьют здесь и балаклавы, и белье для солдат. А потом посылки отправляют на позиции бойцов.
Добровольческое движение в регионе с начала СВО объединило тысячи самых разных людей. Пенсионерки вяжут носки, менеджеры после работы приходят и режут операционные бинты, рестораторы возят в окопы борщи и плов – у кого на что хватает сил. Эта группа заготавливает бревна для строительства блиндажей. Зовут себя "службой тыла" или "боевым братством бобров". Пилят сухостой. Больные деревья, подлежащие вырубке. Этих дров бойцам хватит на неделю. Дополнительно в кузов забросят и гуманитарную: продукты и теплую одежду. Такой вот вклад в победу.
"Мы немножко все проснулись. Мы отложили на задний план какие-то стереотипы, выстроенные годами. Ценности поменялись. И я живу сейчас в истории. Пишут историю сейчас. И я не хочу, чтобы, когда мы победим, мне было стыдно, что я сидела и ничего не делала", – говорит один из волонтеров.
Районный центр Суджа находится под обстрелом почти каждый день, и каждый день местные жители находят у себя в постройках, в огородах и даже в квартирах опасные находки. Украинские войска обстреливают местных жителей и терроризируют их практически ежедневно. Стрельба ведется из "Гиацинтов", из крупнокалиберных пушек, зенитных установок.
Небольшую кирпичную двухэтажку закидали гранатами с дронов. Глава Суджанского района Александр Богачев не успевает шифер завозить и рубероид. В этот коттедж прилетел зенитный снаряд, когда все спали. Пробило крышу, окно. Местные жители, если находят, приносят эти украинские “сюрпризы” в администрацию или в полицию. Паники нет.
География беженцев – по госномерам. В этом пункте размещения интересная сложилась ситуация – сюда прибыли беженцы из Новороссии – Луганска, Донецка, из Ясиноватой, Горловки – и из старой России – из Курской области. Все они сюда прибежали, точнее, убежали от украинских снарядов. И неудивительно, что в глазах этих детей не страх, а холодная серьезность взрослого человека. Их дома разбиты укрофашистами. Но сейчас тепло и сытно.
Не переставая, работает телевизор. 150 человек – только в этом пункте временного содержания. Большинство устроилось на работу, люди получают все необходимые дотации и пособия.
"Нам пришлось сформировать оперативный штаб, у нас есть достаточный запас стекла, металлопрофиля, других строительных материалов", – заявил Роман Старовойт, губернатор Курской области.
Кажется, вся страна шлет сюда помощь. Надо сказать, больше 100 тонн патриотические организации Курска отправили "за ленточку", в Новороссиию, луганчанам, дончанам, бывают и совершенно трогательные отправления, например, свежая морковка с огорода, свекла, консервация...
Волонтеры из Северной Осетии помогают чем могут. Отец Михаил на своей хлипкой малолитражке возит помощь бойцам. Курянин фермер Максим Калмыков отправляет бойцам в поля посылки. Максим из металлолома газовых баллонов и баллонов от фреона сконструировал буржуйку и титан для горячей воды. Ему помогают его друзья и соседи: варят, токарничают, собирают. Если нет дров, 250 граммов солярки – и за пять минут горячий воздух в землянке, палатке и горячая вода. Тут же сушат берцы, носки, одежду, можно разогреть сухпаек – таких компактных буржуек Максим собрал и отправил бесплатно больше сотни штук.
На этом мирном предприятии чистят перо – делают подушки и постельное белье. Именно здесь сконструировали тактический спальный мешок, спасающий жизни бойцам. Эти ноу-хау (спальные мешки) уже поступают прямо в зону СВО и мобилизованным.