Мода на эвтаназию: кому в Канаде прописывают смерть
В Канаде набирает обороты кампания в поддержку самоубийств с врачебной помощью эвтаназии. Это своего рода мода, которая уже готова и диктовать. Раскручивает культуру такого способа ухода из жизни даже бизнес. Например, популярная в Канаде сеть магазинов модной одежды из Квебека La Maison Simons, решив продемонстрировать, что она всегда в тренде, запустила рекламную кампанию в поддержку некоей Дженнифер, которая решила свести счеты с жизнью сразу после Дня благодарения, что отмечается в стране 27 октября. Ролик для YouTube с участием десятков энтузиастов и актеров лихорадочно монтировался к дате, а Дженнифер оказалась в положении, когда передумать уже не могла. Врачи благословили ей смертельный укол, сделанный ровно в то время, когда это было предусмотрено рекламодателем.
История вышла столь беспардонно циничной, что канадская пресса обвинила модный дом в пропаганде суицида, а многие канадцы еще и отказались от бренда в своем гардеробе. Но все же случай с Дженнифер – лишь шероховатость в общей картине. А статистически она выглядит так. На графике хорошо видно, что количество случаев "медицинской помощи при умирании", как это называют в Канаде, за последние 5 лет выросло там в 10 раз. – с одной тысячи в год до десяти тысяч. С прошлого года в Канаде действует, наверное, самое мягкое в мире законодательство, позволяющее любому написать заявление и за подписью двух врачей через 90 дней воспользоваться смертельным сервисом в медицинском учреждении. Там по желанию либо дадут горсть барбитуратов, медленно отключающих мозг навсегда, либо вколют запредельную дозу пропофола с тем же эффектом.
Основанием для эвтаназии могут быть – очень расплывчато – "невыносимые страдания". По факту огласку приобрели случаи, когда заявление с просьбой прописать им смерть пишут люди, находящиеся в депрессивном состоянии из-за хронических заболеваний, например, алкоголики или с диагнозом "диабет". Канадская Daily Mail приводит пример 23-хлетнего Киано Вафаена, который от тяжелой формы диабета ослеп на один глаз, впал в депрессию, написал то самое заявление и заручился поддержкой двух врачей, которые сочли обращение правомерным. Срок в 90 дней пошел. Когда до финала оставалось лишь несколько недель, о зловещем плане узнала мать пациента. Дело приобрело огласку, а по Канаде прокатилась волна возмущения. Мол, как же так, государство готово тратить деньги на убийство своих граждан вместо того, чтобы помочь им? Киано Вафаен стал получать тысячи писем поддержки в пользу продолжения жизни, а врачи были вынуждены отозвать свое согласие на помощь в самоубийстве.
Но это лишь один случай. На практике канадское государство законодательно поддерживает медицинскую помощь при умерщвлении не только неизлечимо больных, но и бездомных или просто тех, кто, например, не может оплатить коммунальные счета. Государству такая модель выгодна, ведь она разгружает социальные службы и систему здравоохранения. Психиатрический диагноз, посттравматическое расстройство, ожирение и игромания – все это подходит под "невыносимые страдания", а значит, врачи по желанию страдающих могут прописывать им смерть. Канада здесь – лидер, хотя эвтаназия (и по более строгим критериям) разрешена в некоторых странах Евросоюза, например, в Германии или Швеции, а также еще в нескольких странах западной культуры.
И это при том, что в христианстве – другая традиция. Заповедь "не убий" никто не отменял. Ислам тоже не поощряет самоубийство – тягчайший грех. Эвтаназия никогда не будет практиковаться в мусульманской среде. Против самоубийства категорически выступают все основные религии мира, будь до буддизм, иудаизм или индуизм. В православии лишь Господь – Владыка жизни. А в "Основах социальной концепции" Русской Православной Церкви особо подчеркивается, что "вину самоубийцы нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия. Вместе с апостолом Павлом Церковь призывает: "Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов".
На примере Канады Запад делает другой культурный выбор, где общество соглашается с тем, что не любая жизнь имеет ценность. Вообще опасно.