И чтец, и игрец, и "мрачный жнец": carpe diem, memento mori
Последние – это несколько Псалмов Давидовых из старочешского перевода Кралицкой Библии 1579 года, положенных на музыку, о которых композитор говорил, что "это – лучшее, что я создал в данной области". И это второе произведение на библейские тексты, которое Сулимский исполнит на фестивале "Опера Априори": выразительно драматичный образ Пророка Илии, созданный им в мае 2021 года в одноимённой оратории Мендельсона, вызвал абсолютный восторг у музыкальных критиков и публики. Смысловая арка от дуэта Илии с вдовой образуется и к "Колыбельной" из гениального и не нуждающегося в представлении цикла Мусоргского.
Несколько произведений для фортепиано соло – "Три венгерские народные песни из Чика" и "Варварское аллегро" Белы Бартока и "1.X.1905" Леоша Яначека, более известное как Соната ми-бемоль минор для фортепиано "С улицы", – настоящее пиршество для слуха музыкальных гурманов и поклонников экстраординарного таланта яркого и самобытного пианиста Якова Кацнельсона. И если фольклорные мотивы двух миниатюрных произведений Бартока образуют смысловую арку к программе первого концерта IX фестиваля, то соната Яначека, открывая 2-е отделение, идеологически связывает два вокальных цикла, погружая в философское размышление о человеческом бытии. До нас дошли только две части произведения – "Предчувствие" и "Смерть". Третья – "Похоронный марш" – была сожжена композитором ещё до премьеры.
В целом же, эта программа – идейная преемница прошлогоднего декабрьского концерта "Две исповеди" VIII фестиваля, в котором прозвучали сочинения на ту же онтологическую тему – оратория "Христос на Масличной горе" Бетховена и "Шесть монологов из "Имярека": размышления о смерти богатого человека" Мартена – Гофмансталя.
Подробная информация на сайтах: zaryadyehall.ru и operaapriori.com.