Выставку "Сады Ислама" представили в Музее современной истории России

14 декабря 2022 10:36
В центре экспозиции – печатный Коран, изданный в 1787 году по указу Екатерины II.

Выставка "Сады Ислама" проходит в Музее современной истории в Москве. Ее главный экспонат – печатный Коран, впервые изданный в России в конце XVIII века. Алия Шарифуллина продолжит.

Чтобы увидеть этот экспонат, приехали мусульмане из самых разных стран – Италии, Индонезии, Пакистана. Первый печатный Коран, изданный в России в 1787 году по указу императрицы Екатерины II. Веками ранее первые Кораны на арабском языке были напечатаны в Европе, но эти издания мусульмане практически не покупали – в Священном тексте было слишком много ошибок. В типографии Академии наук Петербурга Коран печатали специально отлитым шрифтом, который воспроизводил почерк одного из лучших каллиграфов Усмана Исмаила. Это издание не вызывало никаких разночтений и было принято всеми мусульманами мира.

"Вообще, в мире сохранилось всего четыре таких Корана, и вот один из них находится в Российской национальной библиотеке. Было отпечатано 1000 с небольшим Коранов. Они были отправлены в мечети Российской империи, а один Коран сохранился у нас – его мы представляем на этой выставке", сообщил генеральный директор Российской национальной библиотеки Владимир Гронский.

Через несколько лет типография с арабскими литерами из Санкт-Петербурга переехала в Казань. Священную книгу печатали огромными тиражами. Казанские Кораны стали основным товаром на книжных рынках Бухары, Самарканда, разлетелись по Индии, Аравии, Ирану. В некоторых уголках исламского мира печатное издание даже переписывали вручную. На этой выставке есть и другие "книжные экспонаты" – тексты богословов Насыри, Марджани, Баруди; атласы Волжской Булгарии, альбом мечетей всего мира. Погружает в "Сады Ислама" и живопись – галерея портретов муфтиев и имамов от современных художников.

"Этот вопрос до конца, наверное, не изучен, потому что очень много фобий, много поверий, что ислам категорически запрещает изображать живые существа. На самом деле, это имело отношение к моменту идолопоклонничества. Если человек что-то изваял своими руками – истукана, идола или портрет, – и это объект его поклонения, то, действительно, это порицается в исламе. А если ты рассказываешь через изобразительное искусство о великих деятелях, исторических событиях, то это дело похвальное. Потому что ты передаешь знания последующим поколениям", – пояснил первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов.

А эти станковые полотна – реконструкция миниатюр памятника арабской средневековой литературы "Макама" писателя аль-Харири. "Макама" – это плутовские новеллы. Такие иллюстрированные рукописи сегодня хранятся только в трех странах мира: Турции, Франции и самая ранняя – в фонде Института восточных рукописей Российской академии наук. Памятник XIII века очень хрупкий, сильно поврежден, имеет значительные утраты. Художник Владимир Зенин создал реконструкцию возможного облика иллюстраций "Макам".

"Это не новодел, а моя художественная реконструкция. Мне пришлось многое искать, похожие какие-то места, взаимозаменять, где-то придумывать самому, но в этом стиле. На 98 работ я потратил целых пять лет", – рассказал художник Владимир Зенин.

А более трех лет ушло на создание этой коллекции марок "Мекка в серебре". По эксклюзивной технологии они были созданы на Московском монетном дворе. Серебряные марки в точности повторяют оригиналы почтовых марок, выпущенных в разные годы в 24 исламских странах – от Камеруна до Марокко. В этом "Саду Ислама" можно встретить разное: самое древнее и только вышедшее в свет, пышное и скромное, традиционное и что-то пока незнакомое... Эти десятки экспонатов складывают сложный узор исламского мира.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.