Аристарх Чернышев. "МетаПотребитель"
Кризисы, взлеты и падения экономических систем, создание прорывных технологий на грани научной фантастики – темы, которые Аристарх Чернышев осмысляет в своих произведениях. С 1991 года он создает медиаскульптуры, интерактивные объекты, видео- и концептуальные проекты в области сайенс-фикшен и спекулятивного искусства. Предметом его творчества является информация в широком понимании.
На выставке будет показан ряд проектов, в которых Аристарх Чернышев художественно осваивает символы и артефакты эпохи сверхпотребления. Он эстетизирует проблему, создавая свои версии умных гаджетов и социальных сервисов, в том числе с помощью дополненной реальности, манящих потребителей в светлое будущее обещаниями более долгой, счастливой и качественной жизни.
Интерактивность проектов Чернышева предполагает активное участие зрителя. Художник предлагает каждому почувствовать себя соучастником медиа-арт-перформанса, включиться в игру и даже ощутить себя ключевым элементом произведений, представленных в галерее.
Смыслообразующая работа экспозиции ГУМ-Red-Line – "МетаПотребитель", проект, в котором объединены видео, дополненная реальность и 3D-печать. Безудержный гиперконсьюмеризм со стороны потребителей и гонка за сверхприбылью со стороны корпораций поставили человечество на грань катастрофы, считает художник. В ситуации, когда загрязнение воздуха, почвы, воды ведет к исчезновению целых видов и представляет реальную угрозу самой человеческой цивилизации, уже не отделаться простой сортировкой мусора – необходимо менять сами принципы функционирования экономики и общества.
В видеоинсталляции "Персональный информационный организм" Аристарх Чернышев размышляет о том, как биотехнологии, встраиваясь в современную экономическую модель, порождают очередной феномен гиперпотребления, конкретно – сервисов, дающих надежду если не на вечную жизнь, то как минимум на отсрочку от старости и болезней.
Развивает тему биотехнологий и проект "Без цвета, без вкуса, без запаха" – Sсi-fi, модель функционирования тела как оболочки нашей личности, которая постоянно нуждается в ремонте; видеодистопия о ловушке выбора и гонке за новыми объектами потребления «Токсичные активы» и серия из пяти работ
"Экономика обещаний", в которой художник гиперболизирует стратегии имиджевой рекламы, втягивающей потребителей в череду экономических обязательств.
Инфоскульптура "Натюрморт на фоне кризиса" посвящена смене экономических концепций и технологических цепочек как особому моменту состояния современного общества. Она представляет собой напечатанный на 3D-принтере большой черный череп в центре LED-дисплея, на котором отображается динамика изменения биржевых цен на нефть за последние 15 лет.
Динамическая световая скульптура "Последнее обновление" – современная версия барочного жанра vanitas, аллегории бренности земной славы и человеческой жизни. Традиционный для жанра череп как символ неизбежности смерти соседствует здесь с пиктограммой загрузки – символом впустую потраченного времени и одновременно надежды на воскрешение.
***
Даты: 23 декабря 2022 – 10 февраля 2023 года.
Место: Галерея ГУМ-Red-Line ГУМ, Красная площадь, 3, 1-я линия, 3-й этаж.