Откуда взялась пробоина в космическом корабле "Союз"
Пробоина в борту
Этот космической дождь экипаж МКС заснял уже после того, как система безопасности сообщила о нештатной ситуации, а давление в системах охлаждения "Союза" начало резко падать.
"Ребят, у нас произошла разгерметизация внешнего контура корабля "Союз". Сейчас пытаемся получить дополнительную информацию", – сообщали космонавты на Землю.
Экипаж в безопасности
Важнее всего тут слово "внешнего". Внутренние слои обшивки уберегли станцию от утечек воздуха.
"В телеметрических параметрах ни корабля "Союз", ни станции, ни на российском, ни на американском сегменте других изменений не обнаружено. Поэтому космонавтам сейчас ничего не угрожает. Работа продолжается, и продолжается анализ состояния корабля", – рассказал исполнительный директор по пилотируемым космическим программам "Роскосмоса" Сергей Крикалев.
Место прорыва – рядом с солнечными батареями, где-то ближе к корме "Союза". Схема охлаждения корабля по сути та же, что в обычном автомобиле: внутренний контур собирает лишнее тепло от приборов и людей, внешний – отдает его космосу. В отличие от американских сегментов, на российских токсичные хладагенты не используют. Это хорошая новость. Плохая – в "Союзе" температура уже за +30.
Нужно охладить "Союз"
Из-за аварии экспедицию в открытый космос второй раз пришлось переносить Сергею Прокопьеву и Дмитрию Петелину. Утром в четверг они должны были шесть с половиной часов работать как раз с системой охлаждения.
Только не корабля, а станции – с помощью европейского манипулятора ERA. Вместо этого роборукой теперь собирают информацию для ЦУП.
"Есть просьба отфотографировать приборный отсек на "Союзе" максимально детализировано. И пару снимков сделать", – попросил ЦУП.
Пока на Земле решают, что делать дальше, корабль подключили к общей системе охлаждения станции. На "Союзе" космонавтам еще назад лететь, и его системы, а горячее всего сейчас в приборном отсеке, должны быть исправны.
"Если температура повысится и повысится серьезно, то в принципе какие-то из этих систем могут выйти из строя. Именно вот этого специалисты сейчас стараются не допустить", – поясняет популяризатор космонавтики Михаил Котов.
Метеорит или гайка?
По данным Роскосмоса, причиной аварии может быть микрометеорит. Тем более что накануне Земля прошла в потоке Геминидов. Такие столкновения со станцией уже бывали: шесть лет назад, например, сколы нашли на иллюминаторе модуля "Купол" и солнечных батареях МКС. Впрочем, несмотря на скорость до 70 километров в секунду, массы для серьезного урона таким частицам обычно не хватает.
68-ой экипаж МКС должен покинуть станцию в марте. Либо корабль к тому времени починят, либо лететь к Земле придется на другом.
По совпадению командиром предыдущего "Союза" с нештатным отверстием в 2018 году тоже был Сергей Прокопьев. Между запусками и авариями на обоих кораблях прошло по 85 дней.