Марк Розовский посвятил спектакль "Миха" памяти Соломона Михоэлса
Фаина Георгиевна Раневская сказала однажды Соломону Михоэлсу: "Соломон Михайлович, в вас есть Бог". Тот отреагировал мгновенно и в своем духе: "Если во мне и есть Бог, то он далеко в ссылке". Актеру, режиссеру, педагогу, политическому и общественному деятелю, человеку, который не унывал, не жаловался, не доверял, но бесконечно верил в людей, Марк Розовский посвятил спектакль "Миха" в своем театре "У Никитских ворот". Одна из уникальных способностей Розовского – это умение превращать протоколы, письма, акты, справки в реплики и вкладывать их в уста персонажей так, что кажется, будто спектакль, получившийся в результате, поставила сама жизнь, хотя пьеса вышла из-под пера Розовского.
Про Соломона Михоэлса Марк Розовский когда-то давно написал сценарий четырехсерийного фильма, который хотел поставить Михаил Козаков. Это не осуществилось. Все наработки, а также масса документальных свидетельств и мемуаров легли в основу нового спектакля театра "У Никитских ворот" – "Миха".
"Кроме того, что он был гениально одаренный человек, он имел свою принципиальную позицию. Это, вообще-то, была его общественная работа. Он был актер, режиссер, худрук, но он был председателем Еврейского антифашистского комитета. И, собственно, ему пришлось заплатить жизнью за свою принципиальную позицию", – подчеркнул режиссер, сценарист, худрук театра "У Никитских ворот", народный артист России Марк Розовский.
В центре драматургии здесь – трагическая кончина Михоэлса, который почти 20 лет был художественным руководителем и главным режиссером Государственного еврейского театра в Москве – ГОСЕТ. В ночь на 13 января 1948 года во время командировки в Минск он был сбит грузовиком. Расследование, проведенное позже, показало, что это убийство, причем по личному указанию Сталина.
"При Советском Союзе вдруг появилась возможность создать свой, впервые в мире, государственный еврейский театр, но при этом после его ухода – уже и дело врачей. С одной стороны, товарищ Сталин, поэт свободы, дал нам возможность, а с другой – кольцо сжималось. Вот это "между молотом и наковальней" сыграть – самое сложное", – поделился актер Валерий Толков.
В спектакле много художественных фантазий и условностей, много театра в театре. Отсюда эти портреты в руках артистов – реальных людей-прототипов – и отсутствие погони за портретным сходством. Только намеки и детали, как, например, трубка или легкий акцент в образе Сталина. Документальность здесь в атмосфере и исторической канве.
"Суть взаимоотношений вождя и страны, суть его отношения к определенным вопросам, в частности создание еврейского государства в Крыму, в Палестине, отношение к Еврейскому антифашистскому комитету, они сохранены. Поэтому здесь бы хотелось быть достоверными, точными", – рассказал народный артист России Валерий Шейман.
Миха – так называли Соломона Михоэлса самые близкие люди и друзья, те, кто его любил. Постановка Марка Розовского сделана, конечно, с таким посылом. Это дань памяти бесконечно преданному русскому театру актеру и режиссеру и сочувствие его судьбе.