Спектакль по пьесе Николая Эрдмана "Самоубийца" – премьера в Вахтанговском театре

23 декабря 2022 09:12
Режиссер Павел Сафонов перенес историю безработного Семёна Семёновича Подсекальникова на "арену жизни", окружив его нелепыми, чудаковатыми, гротескными персонажами.

"Самоубийца" Николая Эрдмана – "идеальный материал для Вахтанговского театра с его особой эстетикой, тяготеющей к гротеску", так решил режиссер Павел Сафонов. Для премьеры выбрали камерную Симоновскую сцену. Ирина Разумовская продолжит.

Чтобы поставить на небольшой Симоновской сцене многолюдную и многослойную пьесу Эрдмана "Самоубийца" нужно обладать немалой фантазией и режиссерской изобретательностью. Павел Сафонов из таких. Буквальности в театре не любит, играет с условностями: от советского быта 20-х годов ушел и перенес историю безработного Семёна Семёновича Подсекальникова, мечтающего освоить трубу и разбогатеть, на арену – арену жизни, окружив его персонажами нелепыми, чудаковатыми, гротескными.

"Вот этот хоровод, театр, цирк вокруг человека был нашим центром, чтобы зритель почувствовал, как сложно каждому из нас сохранить себя и как сложно сказать чему-то "нет", – пояснил режиссер-постановщик Павел Сафонов.

Маленького человека, который пытается противостоять всем этим типам, слетающимся, как коршуны, на его "проводы жизни", играет Юрий Цокуров. Режиссер Павел Сафонов называет его мощным артистом, в котором есть очень важное для этой роли "светло-трагическое".

"По-моему, мы с Пашей как-то сразу друг друга почувствовали. Он предлагал пойти не по первому впечатлению от пьесы – известному, о Подсекальникове, о "Самоубийце", об Эрдмане, комедии, сатире, какой-то бытовой истории. Хотел куда-то прорваться дальше. С самого начала в нем просыпается энергия, он хочет куда-то прорваться, он хочет найти смысл жизни, хочет ответить на вопрос, есть ли загробная жизнь или нет, не раз это повторяет. И вот эта энергия, которая из него рвется, – на нее и слетаются все остальные", – поделился актер Юрий Цокуров.

В самой пьесе Эрдамана есть "бешеная энергия", говорит режиссер, и каким-то образом ее надо было визуализировать и выразить. Каждый сантиметр этой сцены использован под абсурд и шапито-шоу, в которые превращается жизнь товарища Подсекальникова, как только он решает свести с ней счеты. В костюмах всех героев, кроме главного, так же изящно переданы этот бурлеск и черный юмор.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.