Работа и быт на передовой
Главный фронт – на самом фронте. Промежуточные итоги спецоперации и ключевые направления развития армии и флота с учетом опыта боевых действий обсуждались в среду в Национальном центре управления обороной на расширенной коллегии нашего оборонного ведомства – с участием президента Путина.
"Все, что необходимо бойцу, должно быть современным, удобным и надежным, а снабжение – осуществляться из реальных потребностей. Если какие-то ведомственные нормативы устарели, их нужно менять быстро. Я хочу обратить внимание министра обороны, начальника Генерального штаба, всех командиров, которые здесь представлены. У нас нет никаких ограничений по финансированию. Страна, правительство дают все, что армия просит. Надеюсь, что ответ будет должным образом сформулирован и соответствующие результаты будут достигаться", – заявил президент.
Отдельно остановились на итогах частичной мобилизации. На военную службу было призваны 300 тысяч граждан, пребывающих в запасе. Министр обороны Сергей Шойгу предложил новые меры по укреплению безопасности страны: "Учитывая стремление НАТО нарастить военный потенциал вблизи российских границ, а также расширить Североатлантический альянс за счет Финляндии и Швеции, требуется принятие ответных мер по созданию соответствующей группировки войск на северо-западе России. При комплектовании Вооруженных сил поэтапно – увеличить возраст призыва граждан с 18 до 21 года, а предельный – повысить до 30 лет. Обеспечить возможность по желанию граждан поступать на военную службу по контракту с первого дня прихода на службу. Для гарантированного решения задач по обеспечению военной безопасности Российской Федерации необходимо довести численность Вооруженных сил до полутора миллиона военнослужащих, в том числе военнослужащих по контракту – до 695 тысяч человек".
Сразу после заседания коллегии Минобороны Сергей Шойгу отправился в зону спецоперации. Глава оборонного ведомства приехал к бойцам на передовую и лично проверил, как налажен быт солдат.
Это Купянское направление. Правый фланг всей специальной военной операции. Некоторое время назад украинские Вооруженные силы здесь активно действовали, но сегодня здесь достаточное количество войск, и на второй линии обороны вгрызаются части, мобилизованные два месяца назад в Москве и Подмосковье.
Огромное количество бетонных сооружений. Все они будут вытянуты вдоль линии фронта. Называется это "зубы дракона". Сюда свозят и доты, отлитые в бетоне где-то в других регионах России.
А это командир полка территориальной обороны, прибывшей из Москвы и Подмосковья. Петр Самойлов закончил Суворовское училище, военное училище и Академию имени Фрунзе, воевал в Сирии, потом вполне комфортно устроился на гражданке. Вызвали повесткой в военкомат.
"Мне сразу сказали: "О! Командиром полка пойдете?" Ответ у меня был один, а что я на базаре что ли. И они сразу пометили, что я командир полка. Для меня это достойно, это неожиданно. Я горд, что тяну такую лямку", – признался Петр.
Полк, состоящий из мобилизованных жителей Москвы и Подмосковья, контролирует тыл воюющих частей. Здесь создана вторая линия обороны. Все делается, как будто на века. Москва и Подмосковье помогают.
У Петра Сергеевича позывной – Узбек, и сам он солнечный, позитивный. Узбек поддерживает связь полка с малой родиной. Полк оборудовал шесть полигонов, люди учатся и несут боевое дежурство вдоль линии фронта. Мобилизованным москвичам помощь шлют и родные, и друзья с гражданки.
Сейчас наши подразделения, которые на линии боевого соприкосновения, идут вперед. Следующая линия впереди будет такая же. Тоже ни шагу назад. Но эта линия останется – с блиндажами, там зарытые бани, там огневые позиции, там позиция оборудована для огневых засад, там блокпосты.
А это уже Марьинка. Двадцать километров от Донецка. Мы запускаем коптер, чтобы увидеть, как танкисты 150-й российской дивизии штурмуют позиции ВСУ. С каждым выстрелом танки продвигаются все дальше.
"Нам главное – обеспечить безопасный проход пехоты, чтобы во время ее продвижения не открывали огонь с верхних этажей здани. Для этого мы наблюдаем через тепловизоры танковой пушки. Авиация, артиллерия – все работает", – рассказал Марат Зайнуллин, командир танка.
Вот кадры атаки украинских вертолетов российских позиций в Маринке. А это рядом. Первомайка, ПВО 11-го полка ДНР уничтожает украинский вертолет. Вот он горит на земле.
- А прочему они до этого не отходили?
- Разрушаем укрепрайоны постоянно. Пехота продвигается, зачищает. Поэтому нет выбора. Додавим, – заверил Марат Зайнуллин.
Каждый день мы берем в плен украинских солдат. Виктору Самочко дали позвонить матери.
Снова Марьинка. Мы укрыли машину в развалинах, по ней ударил "Град" – восемь снарядов. У нас пробито колесо. Пять минут – и опять летят реактивные снаряды.
* * *
Горловка – один из самых обстреливаемых городов ДНР, и, несмотря на это, живой и не сломлен. На этом участке фронта в одном из подразделений 1-го армейского корпуса защитники Горловки устраивают для нас своеобразный День открытых дверей. В ходе экскурсии нам показывают спальные помещения, быт, и, конечно же, кухню. Позывной у шеф-повара, недавно еще шахтера, – соответствующий.
– Был рассольник с макаронами на обед, а на ужин у нас гречневая каша, – рассказывает Повар.
- С чем?
- С подливой, конечно, с мясной.
- А на Новый год оливье будет?
- Пока командир не поставил, если поставит, обязательно сделаем.
В фойе – импровизированный музей, экспозиция постоянно обновляется.
"Это все в боях на отжатых позициях. Мы же их все равно толкаем. Они толкались вперед, а сейчас мы их толкаем назад. Мы отодвигаем каждый день понемножку. У них же жабьи прыжки, а у нас не прыжки, а серьезные намерения. Мы их толкаем – с серьезными намерениями", – сказал начальник штаба подразделения Беркут.
Чистка оружия – и своеобразный ритуал, и необходимость. Вот, наверное, наиболее показательное проявление того, что подразделение состоит в основном из шахтеров, – это так называемые костры. Строят их в шахте, чтобы подпереть свод, чтобы он не обвалился. Здесь же это сделано на случай, если по зданию будет нанесен удар, перекрытия не обрушатся на тех, кто в этот момент будет находиться в жилом помещении.
И, конечно же елочка, куда же без нее в канун Нового года! Из символов и основатель советского государства Ленин, и последний российский император Николай. Здесь же и письма солдатам, которые вместе с гуманитарной помощью передают в Донбасс дети со всей России.
Командир роты ведет нас на командный пункт – самое главное место любого подразделения. Сюда стекаются все доклады, отсюда они уходят выше. Здесь первыми прямо с передовых позиций узнают, предпринимает ли что враг.
Противник непосредственно на линии соприкосновения в последнее время сильно попритих и лупит только по городу из глубины территории.
"Раньше была намного эффективнее стрельба, огонь велся по нашим позициям, работала артиллерия. Сейчас этого нет. Они сидят очень-очень тихо, экономя все, потому что в случае прорыва им чем-то надо будет отбиваться, но у них единицы там всего осталось", – отметил командир роты Карен.
Столицу республики Донецк украинские артиллеристы как будто хотят приучить к ежедневным обстрелам из РСЗО "Град". На каждом таком обстреле мы снимаем сотрудников Следственного комитета. День ото дня получается одинаковая картинка: следователь – руины – фотографирование осколков и разрушений, военного смысла и хоть какой-то логики в которых нет никакого. По городу продолжают выпускать ракеты – пакет за пакетом.
Солдат с позывным Дерзкий, хоть и молод, но на ответственном участке работы – на командном пункте. Но сейчас у него дело, никак не связанное непосредственно с военной службой. Он пишет ответ девочке Варе, чье письмо звучало в начале нашего сюжета.
"Мы очень рады, когда дети нас поддерживают, понимают, что мы делаем правильное дело, они нас ждут. Такая поддержка дает стимул дальше идти вперед, вернуться домой с победой", – сказал Дерзкий. И Варя это письмо получит с линии фронта, прямо из-под Горловки.
* * *
Бандитское подполье уничтожают российские спецслужбы. В Луганской республике задержан диверсант, который раньше служил в националистическом батальоне Украины, а теперь планировал совершать теракты в России. Взрывное устройство, обнаруженное в ходе обыска, уничтожили на месте.
Фронт сдвинулся в западном направлении. Наши бойцы закрепились в ряде ключевых точек возле Соледара, Артемовска, Северска. Погода – подходящая.
Танки никогда не боятся грязи. Сейчас стало еще проще. Почву подморозило, и передвигаться по земле Донбасса тяжелой боевой технике стало легче. Выбирая удобные позиции для дальнейшего наступления, танки бьют и прямой наводкой, и с закрытых позиций, когда увидеть их противник не может.
На пушке этого танка написано: "За Севера". Это позывной погибшего в бою комбата. У многих здесь с противником личные счеты. Так что мотивации хватает.
"Идет подавление огневых точек. Не даем даже продохнуть, встать и поднять голову, чтобы работала дальше штурмовая бригада", – рассказала командир танка Жук.
Характер местный – шахтерский, суровый. Вообще больше половины луганских шахтеров сейчас на фронте. И уж им-то в тесном боевом отделении танка просторно. Глубоко под землей работать привыкли, лежа в жаре и угольной пыли. В шахте в самом низу зачастую передвижения – ползком.
Спускаемся в шахту, где каждый работает и за себя и, как говорится, за того парня. Людей после мобилизации здесь стало вдвое меньше. Но угольную промышленность еще в прежние времена называли "вторым фронтом", приходится справляться. Черное золото Донбасса – основа экономики и промышленной мощи региона.
"Очень мало людей, но они взялись. Сами определились, решили. Мы должны работать, сохранить рабочие места. Когда вернутся наши воины, нужно, чтобы у них были рабочие места. Тогда мы будем жить в этом городе, и все будет у нас хорошо", – считает Василий Джулай, директор производственного подразделения "Шахтоуправление Ровеньковское" РТК Востокуголь".
И в тылу, и на фронте Донбасс бьется всерьез. С напряжением всех сил. Гвардейцы комбрига Ташкента – бойцы подразделения, прославленного в боях за Северодонецк, Рубежное, Метелкино и другие пункты, – готовят сейчас новых бойцов.
Работает АГС. Разведчики проводят огневую подготовку. Молодое пополнение обучают. С передовой отошли на полигон для того, чтобы подготовиться к следующему этапу бове. Осваивают разное оружие. Вот гранатомте советского образца, но американского производства. За океаном освоили их выпуск.
Связь фронта и тыла все крепче. Солдаты читают письма, которые прислали школьники Москвы и Подмосковья. Помощь солдатам идет со всей страны. Общероссийский народный фронт доставил бойцам 2-го армейского корпуса коптеры, антидронные ружья, автомобили.
А в Луганском драматическом театре, словно предвестник будущей мирной жизни, – спектакль московского Театра имени Вахтангова. Спектакль о любви к искусству. Ни слова о войне. И полный аншлаг.
Для победы еще многое предстоит сделать. И наши военные на фронте продолжают свою работу, занимая позиции для дальнейшего наступления.