Выставка "От музыки к свету. Посвящение Скрябину" – в центре РОСИЗО
"От музыки к свету": музейно-выставочный центр "РОСИЗО" представляет выставку, посвященную Александру Скрябину. Экспозиция завершает череду мероприятий к 150-летию со дня его рождения. Об одной из главных идей композитора – синтезе музыки и цвета – репортаж Юлии Кундрюковой.
Александр Скрябин – композитор, поэт, философ, мистик. Его творчество у современников часто вызывало недоумение. Кто-то даже считал его человеком с дурным вкусом. Идеи Скрябина выходили за привычные границы, но сейчас они многих вдохновляют. "Ему не нравилось, что аккорды гармоничны, он хотел, чтобы они, наоборот, диссонировали. То есть все остальные композиторы говорили, что это неправильно. Потом он стал сочинять музыку, писать ее не по канонам, и то же самое ему говорили: что это неправильно, что есть какие-то правила, что нужно следовать этим правилам. И вне правил ничего не может быть", – пояснила главный специалист выставочного отдела Музейно-выставочного центра "РОСИЗО", куратор выставки Елена Семёнова.
Эта выставка – посвящение наследию Скрябина и тому, как его идеи развивали новые поколения музыкантов и инженеров. Главная загадка для последователей – музыкальная поэма "Прометей". Скрябин написал ее для фортепиано, оркестра с органом и хора. Но на звуке не остановился. Он придумал партитуру для света – Luce. Сейчас говорят о том, что композитор был синестетиком, то есть человеком, который не просто слышит музыку, а видит ее как сочетание цветов. В попытке синтезировать свет и музыку он придумал необычный инструмент.
"Это устройство устанавливалось в квартире, оно подвешивалось к потолку. Была полная тишина, полная темнота. Александр Скрябин играл на пианино, его жена играла на этом светомузыкальном инструменте – по нотам, в такт тому, что играл ее муж, и потолок подсвечивался разными цветами", – рассказала Елена Семёнова.
Каждый цвет в представлении Скрябина имел свое значение. Например, синий и фиолетовый олицетворяли разум, красный – ад, желтый – солнце. Но последователи Скрябина пошли еще дальше: они решили не привязываться к значениям цвета, а использовать их интуитивно. Светохудожник Сергей Зорин в шестидесятые годы начал свои эксперименты с музыкой и светом. На выставке есть отдельный зал, где на большом экране – его световое произведение под музыку Скрябина.
"Я понял, что чистые переливы цвета не дают ничего. Надо ввести форму, выстроить драматургию, может быть, некий астральный балет так, чтобы это соответствовало музыке", – сообщил художник, изобретатель Сергей Зорин.
Архитекторы и инженеры проектировали залы для светомузыкальных концертов, но большинство из них остались на бумаге. И для этой выставки студенты МАРХИ воплотили их в макеты. А преподаватель Михаил Корси придумал здание, основанное на идеях Кандинского о синтезе всех искусств. "Такая бионическая форма, растущая форма, она может наращиваться в процессе появления новых видов искусств. Каждая комнатка условная – это такой зал, а вот эти переходы, соединения – это переходы, в которых тоже происходит какая-то выставка", – объяснил Михаил Корси.
Идеи великого экспериментатора до сих пор будоражат сознание.