Премьера спектакля "Грех да беда на кого не живет" прошла в театре Еt Cetera

26 декабря 2022 10:18
Обратиться к этой пьесе Островского режиссера Марину Брусникину заставила актуальность темы домашнего насилия.

Премьера спектакля "Грех да беда на кого не живет" прошла в театре Еt Cetera. Драму Александра Островского поставила Марина Брусникина. Почему она обратилась к произведению, которое редко ставят на сцене, узнала Валерия Кудрявцева.

"Грех да беда на кого не живет" – одна из редко ставящихся пьес Островского. Хотя ее главная героиня – Татьяна Даниловна – стоит в одном ряду с другими сильными женскими образами его пьес – героинями "Грозы" и "Бесприданницы". Почему режиссеры не жалуют эту пьесу, для авторов нынешней постановки так и осталось загадкой. Зато для себя Марина Брусникина точно определила мотивы своего интереса. Обратиться к "Греху да беде" Островского заставила актуальность темы домашнего насилия.

"Островский уже тогда имел смелость писать про такие вещи, как абьюз внутри семьи, как доведение до самоубийства, а сейчас нам кажется, что он такой безопасный классик. У Островского настолько всё не прямолинейно, глубоко, как и в жизни, столько причин всех этих трагедий внутри семей, которые для меня очень современны", – рассказала режиссер-постановщик, заслуженная артистка России Марина Брусникина.

Название пьесы Островского, сложное современному уху, отсылает к русской пословице, которая звучит так же и означает: каждый может столкнуться с бедой, каждый может впасть в грех. В пьесе с бедой сталкивается Татьяна: девушка вышла замуж за молодого купца Краснова не по любви, а из-за необходимости получить средства к существованию. Краснов свою жену любит безумно. Между тем в их город приехал бывший возлюбленный Татьяны Валентин Бабаев. Вспыхнула старая страсть. Молодой муж неожиданно для всех и самого себя превращается в русского Отелло. Свою самую красивую в городе жену он не готов прощать.

"Мы пьесу читали и просто все моего героя жалели, говорили, какой он прекрасный, мужественный, любит, но по факту всё, что происходит в финале, это обнуляет и уничтожает", – поделился актер Антон Пахомов.

Декорации художника спектакля Наны Абдрашитовой открывают зрителям два пространства. Верхнее – условно историческое, здесь люди ходят в белом и говорят точный текст Островского. И нижнее – условно современное, где эти же герои – в черном, и текст обработан под день сегодняшний, даже с элементами современной поэзии и музыки. И только героиня – Татьяна – всегда в белом, потому что ее история универсальна на все времена.

"Моя героиня – человек, который вообще никогда не врет. Никогда. Она страстная, у нее своя правда, она идет в ней до конца, и единственный раз, когда она обманула мужа. И он ее так любит, что в конце убивает этой же любовью", – пояснила актриса Елизавета Рыжих.

Любовью купец убивает молодую жену буквально – в порыве ревности. Яркие размышления о границах человеческих чувств и поступков, о цене любви и греха… Возможно, теперь многие зрители запомнят, что значит "Грех да беда на кого не живет".

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.