Почему турецкие сериалы так популярны в нашей стране
Турецкие сериалы (или дизи – от турецкого же слова dizi, что означает буквально "сериал") за последние годы начали зарабатывать огромные деньги на мировой арене. Ими интересуются в разных странах – не только в России. По оценкам экспертов, сериальный контент из Турции смотрят уже около 500 млн человек – в том числе, и в США, где, в целом, хватает и своих сериалов (но ведь хочется чего-то новенького!). За три года Турция стала второй страной-экспортером сериалов в мире после все той же Америки и, говорят, очень скоро (учитывая финансовые вливания) дизи, действительно, смогут в некоторых жанрах практически на равных конкурировать с голливудским продуктом.
За последние годы популярность турецких сериалов у российских зрителей заметно выросла: некоторые из них официально демонстрировались на различных телеканалах, а некоторые доступны лишь в интернете. Яркий пример хита, название которого слышал каждый, – "Великолепный век". По сюжету русскую девушку Александру турки захватили во время набегов на Крым: затем ее перевезли в Стамбул, где она была подарена султану Сулейману для его гарема. Первая красавица легко стала любимицей монарха, а тот, недолго думая, сделал ее своей главной женой. При помощи коварства и интриг, Александра, получившая после принятия ислама имя Хюррем, одного за другим устраняет своих конкурентов… Интрига растянулась на 160 серий!
На самом деле, в оригинальной версии сериала, предназначенной для собственного рынка, эпизодов может быть гораздо меньше, но для экспорта турки сокращают хронометраж с 1,5-2 часов до привычных большинству 40 минут. Таким образом, если в сериале было 40 серий, то экспортная версия растягивается уже на 80+. Такой вот удивительный подход. В мелодраме "Черная жемчужина", которую уже можно посмотреть на медиаплатформе "Смотрим", суммарно 67 серий. По количеству эпизодов можно определить, был ли сериал успешен в Турции. В среднем расположенность зрителей к конкретному сериалу определяют в первые недели показа, именно поэтому контракты на производство сначала заключаются на малое количество серий (в среднем, до восьми). И если рейтинги низкие, то сериал попросту закрывают (даже не завершив историю). То есть если в экспортной версии турецкого сериала вы увидите 20 или 30 серий по 40 минут, это значит, что локальной аудитории, скорее всего, он не понравился.
Что касается "Черной жемчужины", то главные герои этого сериала – молодые влюбленные Кенан и Хазал – живут на берегу Эгейского моря: они обещают друг другу вечную любовь, однако, вероятно, сдержать эту клятву будет очень сложно. С появлением в поселке молодого человека Вурала все переворачивается с ног на голову: он тоже влюбляется в Хазал. Теперь, чтобы девушка была именно с ним, он готов пойти на все. Кенан и Хазал понимают, что ничто уже не будет так, как прежде. В роли Хазал – Ханде Эрчел, звезда сериала "Постучись в мою дверь".
Зрители любят турецкие сериалы даже несмотря на предсказуемое развитие сюжета: уже спустя несколько серий легко можно предугадать, что именно произойдет с главными героями. Но даже такое, казалось бы, упущение сценаристов никак не влияет на рейтинги. Напротив, дизи как раз за эту легкость и выбирают. Более того, авторы частенько прислушиваются к мнению поклонников – сводят одних персонажей с другими, кого-то выводят из повествования, устраивают эмоциональные встряски. Поэтому и темп выпуска новых серий держится невысокий – снимать серию могут закончить всего за пару недель до уже анонсированной премьеры. Показывают турецкие сериалы по одному эпизоду раз в семь дней. Очень часто происходит так, что зрители начинают смотреть сериал в одном жанре, а заканчивается он уже совершенно в другом. На такие "перепады" влияет даже время года: летом публика предпочитает то, что полегче, а зимой можно показывать драмы и детективы.
С бюджетами у дизи тоже нет никаких проблем. Первое: контент отлично продается на все ключевые мировые рынки (уже через несколько лет турецким сериалам прогнозируют такую же стоимость прав на показ, как сейчас у Голливуда). Второе: государство тоже выделяет на производство деньги – 30% (и все потому, что сериалы турки экспортируют примерно на 500 млн долларов год – и будет еще больше). С каждым годом в "дизи-лихорадку" вовлекаются новые зрители.
А еще турецкие сериалы, благодаря послаблениям от Верховного совета по радио и телевидению, способствуют созданию хорошего образа страны у туристов (очень многие фанаты дизи затем едут в Турцию, чтобы увидеть своими глазами, где блуждали их любимые герои). В центре сюжета, чаще всего, – успешная и красивая девушка. И ей (естественно, с учетом событий, описываемых в сериале) не обязательно закрывать лицо. Однако уже упомянутый комитет строго следит за тем, что именно показывают зрителям турецкие продюсеры. Нарушил некие "принципы защиты морали и семейных ценностей" – изволь оплатить штраф и вырезать вызвавший вопросы фрагмент из того или иного эпизода. Но и этим турки научились пользоваться, чтобы еще больше подогревать интерес аудитории. Убрали, допустим, из долгожданной серии слишком горячий поцелуй – по телевизору его зрители не увидят. Зато в интернете – пожалуйста.
На дизи засматриваются уже и представители мейджоров – студии Disney, стриминг Netflix и другие. Оба дистрибьютора финансируют производство местного контента, однако ни один из снятых на их деньги сериалов пока что успеха не возымел. Не исключено, что и наши телеканалы вскоре начнут создавать в копродукции с Турцией какие-то проекты, которые затем будут показывать сразу в двух странах. Пока что дело дошло до ремейков – турецкие сериалы начали частенько переснимать разные страны для своих рынков (Россия – не исключение). Учитывая, что внимание к дизи с каждым днем только растет, в скором времени можно ожидать увеличения и потока турецкого контента, и локализованных сериалов.