McDonald’s тоскует по России
В общем, котлет нет, как и внятных комментариев от франчайзи. Закрылись – и точка? В пресс-релизе – неуверенные намеки на многоточие. Дефицит "своего" для Казахстана – старая проблема. Полгода назад там уже закрывались McDonald’s. В Национальной палате предпринимателей Казахстана тогда заговорили о местных производителях. То, что управляющая казахстанскими McDonald’s компания успела купить у России, закончилось. И речь не только о фарше: даже упаковочная бумага для бургеров и картошки фри – российского производства, как и больше половины всех ввозимых в республику продуктов питания.
Скованная санкциями логистика, растущая инфляция и трудности с адаптацией на местных рынках не только в Казахстане: японские McDonald’s еще во время пандемии так и не дождались картошку из Канады, а в 2022-м их меню подорожало сразу на 30 иен. Филиппины не могут позволить себе наггетсы: в стране – дефицит курятины. Впервые за 14 лет подорожал "Чизбургер" в Британии. А как работать в Боснии и Герцеговине, американцы вообще не поняли. Отозвали лицензию и закрылись.
Кто придет на смену McDonald’s в Казахстане и на Балканах, – вопрос открытый. "Вкусно – и точка", сохранившая ключевых партнеров в России, – пример локальной альтернативы большому бренду. Американцы, уходя, так и не ушли: по данным Reuters, продолжают регулярно контактировать с преемниками. И тосковать по России: в материале Bloomberg "Как McDonald’s завоевал Россию, а потом все потерял" – ностальгия по флагманскому ресторану на Пушкинской.
Французские СМИ одними из первых признали: замена McDonald’s в России удалась. В Париже все сложно: молодежь ворует керамическую и стеклянную посуду, которая с 1 января сменила одноразовую. А в Марселе пошли по пути "Вкусно – и точка": город выкупил у McDonald’s один из ресторанов и открыл на его месте социальный фастфуд. Только местные продукты, льготы для постоянных покупателей и новое имя.
"Макзависимой" в отличие от европокровителей остается Украина. Пока в Киеве то работает, то не работает доставка, в соцсетях вспоминают, что ее в 2019-м не дождался даже Зеленский: сам поехал в киевский "МакАвто". А в разгар пандемии не смог без наггетсов в Днепропетровске. Украинский бургер не потянул. Большими тогда кормили и в Белом доме: 200 "Биг Маков" и картошка фри – праздничное меню времен Трампа.
Сейчас в Вашингтоне другая "диета". На истощение. Природных ресурсов, дипломатических контактов и экономического партнерства. На родине McDonald’s его "не переваривали" за нежелание уходить с прибыльного российского рынка. В итоге под новой вывеской переоткрылись уже почти два десятка брендов, но недовольные все равно остались: теперь Киев уже требует санкций для европейских фармкомпаний – за то, что производят в России лекарства.