Суд признал незаконными габариты ручной клади, установленные "Победой"
Установленные авиакомпанией "Победа" габариты для ручной клади нарушают права пассажиров. Это – точка в громком и резонансном, длящемся уже полтора года противостоянии Ространснадзора, пассажиров и лоукостера, славного борца за безопасность перелетов и чистоту концептуальной модели низкобюджетного перевозчика.
Стойкость, непредвзятость и исключительная забота о безопасности, которую сотрудники авиакомпании регулярно демонстрировали широкой общественности, в деле о ручной клади, правда, не значились. Предметом судебного разбирательства стал лоукостеровский калибратор, в который нужно было затолкать ручную кладь. Причем всю. Даже вместе с едой, купленной в аэропорту, ведь на борту не покормят. Вот так, заполняя каждый сантиметр скромного пространства полезной площади – 36 на 30 на 27.
Что за математическую модель применили разработчики конструкции, доподлинно неизвестно. А вот с точки зрения бизнеса – все как на ладони. То, что не влезло в калибратор, можно в салон. Но за деньги. Подобную модель еще классик советской литературы описал. Работает.
"В повести Николая Носова "Незнайка на Луне", чтобы из стены выскочила кровать, надо было кинуть одну монетку. Чтобы появилось постельное белье, надо было кинуть другую монетку. И так далее. Те пассажиры, которые с июня 2021 года платили за сверхнормативную ручную кладь, сейчас могут у "Победы" потребовать эти деньги назад", – отметил Кирилл Янков, председатель "Союза пассажиров России".
Все время, пока пассажиры запихивали, закидывали и трамбовали, уже действовало постановление Ространснадзора, в бизнес-план лоукостера очевидно не вписывающееся. И время от времени им в разных инстанциях безуспешно оспариваемое. "Победа" даже сумки сделала под калибраторы. Покупают. Чтобы своих не лишиться.
А ведь для многих пассажиров бюджетный лоукостер – удобно и выгодно. Не каждый возьмет с собой багаж. Или детскую коляску – по правилам "Победы" с ней в салон тоже нельзя. Но за деньги можно.
"Есть требования законодательства, которые устанавливают обязательства авиакомпании. За пределами этих обязательств авиакомпания может предлагать различные продукты, устанавливать различные тарифы, но обязательные требования авиакомпания должна строго соблюдать", – подчеркнул Федор Борисов, главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики.
Чувство меры оказалось не самой сильной стороной бюджетной авиации. Багажная гильотина лоукостера игнорирует федеральные правила и нормы, согласно которым помимо портфеля или дамской сумочки в салон можно взять еще одну сумку, и вот именно по ней остальные авиакомпании устанавливают предельные размеры. Верхняя одежда, плед в салоне – за это не платят.
Ответ на наши вопросы, адресованные лоукостеру, пришел в мессенджер и был лаконичен: "В ближайшее время "Победа" уточнит правила провоза ручной клади, чтобы клиенты по-прежнему могли безопасно и комфортно перевозить личные вещи".
На сайте авиакомпании – тоже все по-прежнему. То есть без изменений.