К 160-летию со дня рождения Константина Станиславского

17 января 2023 11:14
Детство, юность и молодость Константина Станиславского – в фокусе внимания музея МХАТ.

Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения Константина Станиславского – актёра,режиссёра, педагога, создателя знаменитой во всем мире "системы" – теории сценического искусства. О творческом и жизненном пути реформатора театра – Юлия Струкова.

Детство, юность и молодость Константина Станиславского – в фокусе внимания музея МХАТ. В семье купца Алексеева – 9 детей. Всех с детства приучали к прекрасному.

"У семьи Алексеевых были свои ложи и в цирке, и в драматическом театре, и оперном театре. Они вывозили детей в разные театры, и дети страстно это дело любили, и вполне естественно, что дети со временем, довольно быстро, сами захотели играть в этот театр", – рассказала директор Музея МХАТ Софья Грачева.

В имении Любимовка был целый флигель со сценой и гримерками, в доме на Красных воротах – зал для представлений. Там был Алексеевский кружок – играли в основном родственники. Сами оформляли постановки, устраивали кассу, рисовали программки и деньги. Игра превращалась в любимое дело. Однажды у Константина Сергеевича спросили, в каком возрасте он впервые выступил режиссёром. И он ответил, что в 12 лет.

"Любимовка, Рождество, родители готовят рождественский спектакль, и отец надел на себя бороду, кафтан. Мальчишка говорит: "Папа, ты не Дед Мороз, я не вижу в тебе Деда Мороза. Ты папа, с бородой. Надо сперва придумать, каким может быть Дед Мороз", – отметила заведующая домом-музеем К. С. Станиславского Анаит Овчинникова.

Не боялся никаких ролей. Известен спор с великой Ермоловой. "Вы не сможете сыграть старого барона в "Скупом рыцаре", вы не знаете, что такое старость". Сыграл. Блистательно, причем в свои 25. Он умел ставить задачи и осуществлять их. Ему было 33, когда вместе с Немировичем-Данченко они создали Московский Художественный театр.

"Появились вкладчики такие, как Савва Морозов, Шехтель, который сделал здание, в котором мы с вами находимся, совершенно бесплатно. Все были настолько увлечены этой идеей Станиславского, он так умел заражать", – заметила куратор выставки Марфа Бубнова.

После революции Станиславскому предложили создать оперную студию при Большом театре. В доме в Леонтьевском переулке поставил первую оперу "Евгений Онегин". С тех пор этот зал называется "Онегинским". Репетиции в кабинете Станиславского были и утренними, и дневными, и ночными.

"Вот я сейчас стою здесь, на маленькой сцене. Потому что Константин Сергеевич садился вот туда, к зрителю, рядом сидели помощники его, здесь проходили застольные репетиции. Когда актер был готов, он выходил к этим полкам, и тогда он стоял на маленькой сцене, он играл. Если не хватало света, Станиславскому нужны были глаза актера, мимика актера, то из Московского художественного театра был перенесен этот софит", – добавила Овчинникова.

В последние годы он старался успеть завершить главный труд своей жизни – учебник "Работа актера над собой и над ролью " – его и назовут системой Станиславского, где он помогает понять психологию творчества актера. К материалу подходил фундаментально, состоял в переписке с академиками Бехтеревым, Павловым, изучал йогу, использовал собственный актерский опыт.

"Например, старые актёры Московского художественного театра, и нам это тоже перешло от пожилых актёров, говорили о системе Станиславского так: "от существа к существу, о существе и по существу". По-моему, совершенно замечательная формула. Да, вот кто-то так позиционирует систему Станиславского", – поделилась режиссёр, заслуженная артистка России Марина Брусникина.

Книга "Работа актера над собой" была опубликована через несколько месяцев после смерти Станиславского. Он не успел увидеть реакцию театрального мира на свой труд. Но больше всего желал, чтоб его система была полезной и живой.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.