К 80-летию со дня прорыва блокады Ленинграда...
Одну из неизвестных страниц истории блокады удалось раскрыть благодаря архиву медицинских журналов. В них записи, в которых отражена ежедневная работа медиков станции скорой помощи Ленинграда. Сергей Загацкий продолжит.
8 сентября 1941 года. Немецкие и финские войска замыкают кольцо блокады вокруг Ленинграда.
19 сентября – самый страшный за все 900 дней воздушный удар. Немецкие самолеты идут шестью волнами, одна за другой. В городе – более 1000 погибших, пострадавших – ещё больше. Врачи к людям добираются не сразу. Потому что сами – в числе раненых.
Немецкая бомба упала вот здесь, во дворе дома номер 92 по проспекту 25-го Октября, это нынешний Невский проспект. Здесь тогда находилась городская станция скорой помощи №8. Взрывом выбило все окна в здании, повредило перекрытия, все, кто находились внутри, были ранены. Один из осколков угодил в бензобак санитарной машины. Она загорелась и взорвалась.
Горожане теперь привыкают к метроному по радио, к позывным воздушной тревоги, по звукам учатся отличать немецкие самолеты от советских. А медики осваиваются в новых условиях работы. Точнее даже не работы, а жизни. В журналах учёта появляются военные термины – осколочное ранение, взрывная травма. В ноябре всё чаще – алиментарная дистрофия, сердечная недостаточность. Вызовов всё больше, рук – всё меньше.
На службе у ленинградских врачей – легендарные полуторки, переоборудованные под санитарные нужды.
"Вы меня спросили, в каких условиях работали наши водители – это даже представить невозможно, в то время, как люди выполняли свою задачу, было очень холодно, потому что как здесь? Здесь ни печки нет, здесь ни обогревателя нет, здесь есть только рулевое управление и рычаг переключения коробки передач. Больше ничего тут нет. Но тем не менее, люди выполняли задачу, люди работали и никто не жаловался", – заявил заместитель директора по эксплуатации автобазы скорой и неотложной помощи Санкт-Петербурга Александр Хизов.
И подвиг даже не в том, что медики продолжали работу, несмотря ни на что. А в том, что и в этих нечеловеческих условиях они делали гораздо больше, чем от них требовали должностные инструкции. Так же, как Дмитрий Шостакович и музыканты Карла Элиасберга – музыку, как футболисты ленинградского "Динамо" – спорт, ленинградские врачи противопоставили зверствам фашистов новые исследования, открытия и изобретения.
"Был разработан в октябре 41-го года сотрудниками Научно-исследовательского витаминного института метод получения хвойного настоя,богатого витамином С. Основывались на старых рецептах ещё петровского времени, когда использовали хвойные настои различные для лечения цинги", – пояснил научный сотрудник Военно-медицинского музея Никита Алтухов.
В январе 42-го в блокированном городе возникли большие проблемы с топливом. На ходу остались всего шесть машин скорой помощи, на них выдавали по 8 литров бензина в день. И тогда медики взяли обычные санки, на них отвозили тяжелых больных в госпитали. А параллельно наладили выпуск специальных брошюр. В них подробно рассказывали, как можно оказать первую помощь себе и другим, и даже, как правильно приготовить в пищу дикие растения. Благодаря в том числе и им, тысячи ленинградцев смогли дожить до 18-го января 43-го года и услышать долгожданную новость о прорыве блокады Ленинграда.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.