"Доктор Атом": в "Новой Опере" открылся Крещенский фестиваль
Впервые в России – опера Джона Адамса "Доктор Атом". Ее концертным исполнением открыли Крещенский фестиваль в "Новой Опере". Лидия Алешина продолжит.
"Доктор Атом" – произведение американского композитора Джона Адамса. Более пяти сотен страниц партитуры, основанной на реальных событиях. 1945 год. Полигон в штате Нью-Мексико. Испытание первой в мире атомной бомбы. По аналогии с новостными программами это сочинение Адамса называют Си-эн-эн-оперой. Сам композитор говорит, что писал под влиянием музыки Вагнера. Это "Гибель богов" нового времени.
"Научное открытие, которое повернулось таким образом, что оно может повредить людям. И здесь дилемма: ученые работают, для того, чтобы сделать мир лучше, а в итоге рождается что-то, что может мир разрушить. Вот, наверное, об этом", – рассказал дирижер, музыкальный руководитель Федор Леднёв.
Главный герой – физик-теоретик Роберт Оппенгеймер, научный руководитель Манхэттенского проекта, созданного во время Второй мировой войны. В концертной версии оперы эта партия – у Дмитрия Зуева. Признается: музыкальный материал на английском покорялся ему не просто. "Тут просто разговорный текст, этот ритм сумасшедший. Я страницу просто сидел... ну да, давайте попробуем. Не, не то, еще раз! Очень, прямо очень маленький шажочек за шажочком", – поделился солист Московского театра "Новая Опера" Дмитрий Зуев.
В основе либретто – письма военного времени, рассекреченные правительственные документы, мемуары, а также древние индийские тексты, поэзия Шарля Бодлера, Джона Донна. Музыкальный язык оперы жесткий и диссонантный. Но при этом ... "Такая немножко нехарактерная пьеса, если кто-то придет из слушателей с намерением услышать традиционный минимализм, его здесь нет, скорее, это вообще современная романтическая опера с довольно классическим языком", – пояснил Федор Леднёв.
Голоса, оркестр, электронные технологии – насыщенная звуковая палитра, где нашлось место и сиренами, и взлетам ракет, и жуткой давящей тишине. Премьера оперы, написанной композитором в 2005 году, была приурочена к 60-летию бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Позже были постановки в Амстердаме, Чикаго, Нью-Йорке. Эта концертная версия – первое российское исполнение.
"То, что эта музыка должна превратиться в постановку, для меня это совершеннейшая ясность, и вся команда, мы будем думать, как это сделать", – заявил директор Московского театра "Новая Опера" Антон Гетьман.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия – Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.