Бэлла Куркова шла к цели только по прямой
В ночь на четверг на 88-м году скончалась Бэлла Куркова. Легенда отечественной тележурналистики. Расцвет ее карьеры пришелся на 1990-е – эпоху перемен, когда вместе с новой Россией создавалось и новое российское телевидение. Создатель и главный редактор программы "Пятое колесо", руководитель петербургской дирекции канала "Культура". Она всегда была верна себе и своим высоким принципам.
Буднично и легко Бэлла Куркова, перебирая фотографии, говорила о людях, которых знали все, но просто секретничать или вести долгие беседы, могла только она. Понятие "субординация" ей было абсолютно чуждо, с рабочим на заводе и с президентом в Кремле она общалась в одной и той же манере.
Абсолютная вера в себя позволяла ей не думать о том, что думают о ней другие. Вот красноречивые кадры: в разгар заседания Куркова в платье и на каблуках взбирается на трибуну к Ельцину с микрофоном-петличкой, ей помогает Хасбулатов. Присутствующие изумленно переглядываются. Это профессиональное бесстрашие, наверное, и вывело ее из детской редакции Ленинградского радио во всесоюзный телевизионный эфир. Ее "Пятое колесо" произвело революцию: на рубеже 1980-х и 1990-х это – рупор демократических преобразований. По всему Союзу зрители покупали приемники с дециметровым диапазоном или устанавливали специальные антенны, чтобы ловить ленинградский сигнал.
"Тогда была популярна фраза, что "Ленинград – это столичный город с областной судьбой", но она доказала, что Ленинград – город столичный. Что в Ленинграде могут рассуждать о судьбах СССР даже с большей остротой, чем это делают в Москве", – вспоминает Михаил Швыдкой.
Но речь даже не о вечном споре двух столиц, "Пятое колесо" стало поворотным для истории всей страны. В момент тотального запрета на упоминание в публичном пространстве даже имени Бориса Ельцина Куркова организовала ему телевизионный эфир – подменила обложку на кассете. А Москва не могла отключить Ленинград. Ельцин сказал все, что хотел, скандал грянул страшный. Но было поздно – страна увидела будущего президента.
Даже при такой цветопередаче видно, как от волнения багровеют щеки. Для Наины Ельциной это первое в жизни интервью. В "Пятом колесе" давали эфир всем – Лихачеву, Гранину, Алферову, Черномырдину, Чубайсу, Старовойтовой, Собчаку... Вот первое после возвращения в Петербург интервью Ростроповича и Вишневской. Эксклюзив Курковой.
"Пятое колесо" пытаются закрыть. Однажды изымают все сценарии. Рабочие Урала и Сибири грозят забастовками, а ленинградские трудовые коллективы выдвигают опальную ведущую в народные депутаты РСФСР. Вот она на одной из встреч с электоратом. И журналистка врывается в политику.
"Она никогда не была политиком. Она была журналистом. Что такое журналист? Это человек, который сообщает новости. От себя лично. Узнавший о них говорит это многомиллионной аудитории. Она никогда этому не изменяла", – сказал народный артист СССР Олег Басилашвили.
Во время августовского путча Куркова наладила вещание из радиорубки Белого дома. Там и провела все четыре дня. Розовый костюм стирала в раковине, а сушила на себе. По этому костюму ее и вычислили люди на площади.
Это ведь Бэлла Куркова выступила с предложением о создании ВГТРК. Ельцин идею поддержал. Курковой предлагали стать первым председателем ВГТРК, были еще интересные варианты – возглавить "Останкино", стать президентским пресс-секретарем. Она отказалась, вернулась в Ленинград и на речке Карповке основала филиал ВГТРК. Сейчас здесь находятся петербургская дирекция канала "Культура", "Радио России", программа "Вести. Санкт-Петербург" и наше северо-западное корреспондентское бюро.
Одновременно Куркова начала еще руководить "Пятым каналом". Редакционная политика при этом осталась неизменной – в "Пятом колесе" по-прежнему предоставляли эфир оппозиции, даже несмотря на то, что оппозиция и власть поменялись местами.
Для себя лично Куркова ничего не просила и не получала в отличие от многих демократов первой волны. В стране тогда вместо обещанных идеалов, свободы, гласности – упадок, нищета, разгул преступности. Отношения Курковой с Ельциным испортились. В 1993-м на встрече с главными редакторами российский СМИ она открыто противостояла президенту. Следом началась травля в газетах. На "Пятом канале" канале – сокращение штатов и финансовые проверки. На саму Куркову совершили покушение – она потом удивлялась, как осталась жива. Выписавшись из больницы, приняла решение уходить и объявила об этом в прямом эфире.
После долгой паузы Куркова взялась за то, с чего начинала, – снимала документальные фильмы о Петербурге. Пыла и страсти в ней не убавилось – вот 79-летняя Куркова на здании Биржи вместе с Михаилом Пиотровским. Кровля покатая, давно не ремонтированная, но если Курковой был нужен директор Эрмитажа на крыше, то без вариантов.
"Бэлла Алексеевна – фигура легендарная и очень значимая. Пока была Бэлла Алексеевна, всегда оставался особый приоритет, особое значение того, что создавалось и создается в Ленинграде", – считает Михаил Пиотровский.
А в 85 лет, презрев будущую тогда пандемию, неукротимая Куркова отправилась на Чукотку. Передвигалась там на катерах, вертолетах и бронетранспортерах, загоняла съемочную группу. Вернулась с фильмом для телеканала "Культура".
"Это был необыкновенно одержимый человек. Страстный, непреклонный. Она к цели шла только по прямой", – подчеркнул Сергей Шумаков, заместитель главного редактора телеканала "Культура".
Так Бэлла Алексеевна применила излюбленный тележурналистский прием к собственной судьбе – закольцевала ее. Ведь начинала юная журналистка Куркова здесь же, писала для газеты "Советская Чукотка". Фильм "Нам некуда бежать друг от друга" посвящен героям тех ее репортажей, первопроходцам-геологам, неугомонным душам, идеалистам, романтикам, таким же, как и сама Бэлла Куркова.