Война и мир в послевоенном искусстве – тема новой выставки Московского союза художников
В залах Московского союза художников открывается выставка "Война и мир в изобразительном искусстве второй половины XX – начала XXI века". О том, как художники разных поколений раскрывали военную тему, репортаж Антона Николаева.
При съёмке телекамерой портреты погибших в Чеченской войне псковских десантников словно оживают. Эти бюсты работы скульптора Петра Баранова установлены на родине каждого из героев, а на выставке представлены формы, которые остаются после отливки. В соседнем зале, посвященном Великой Отечественной войне – два Жукова. Скульптура победителя – маршала Советского Союза Георгия Жукова и портреты проигравших. Это редко выставляемые рисунки художника Николая Жукова, он был командирован в составе советской делегации освещать ход Нюрнбергского трибунала.
"Тема всё-таки "Война и мир", потому что мы хотели показать то, чем заканчивается ещё и война. Здесь отдельный зал посвящен именно Нюрнбергскому процессу и тем людям, которых судили. То есть чем заканчивается война", – пояснил скульптор, куратор выставки Петр Баранов
Над всеми героями выставки возвышается фигура Петра. Последнего русского императора, непосредственно принимавшего участие в сражениях на поле боя. Рядом император-миротворец Александр III, памятник которому совсем недавно был установлен в Крыму. Продолжение крымской темы – в барельефе для Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Синопское сражение, в ходе которого корабли Черноморского флота под командованием вице-адмирала Павла Нахимова разгромили турок. Работа художника студии Грекова отличается точностью расположения кораблей русских и противника.
"Конкретные планы, по которым изучаются сейчас эти сражения. То есть это либо расположение, как задумывались эти битвы, и как это было фактически", – рассказал скульптор, член Студии военных художников им. Грекова Алексей Игнатов.
А это скульптура, посвященная "ледяному походу" Лавра Корнилова. Учебную работу Михаил Плохоцкий делал во времена студенчества в академии Ильи Глазунова.
"Глазунов, он же монархист. Заведение наше было довольно с правым уклоном. Конечно, он стал меня осуждать, почему я начал делать памятник предателям. Это была интересная ситуация – можно было с ним подискутировать. Я оппонировал ему", – поделился скульптор Михаил Плохоцкий.
Семья Михаила родом из Латвии, где художник и сам бывает не редко, и своими глазами видит, как там власти ведут сегодня войну с советскими военными памятниками. В России же тема войны в искусстве всегда была выше, чем просто изображение сражений. Вырезанные из дерева Георгий Победоносец и Архангел Михаил – Воинство небесное. Работ на этой выставке могло быть гораздо больше. Но несколько десятков художников МОСХа во время Великой отечественной ушли на фронт. И эта табличка при входе в зал, возможно, и есть самое главное на этой выставке.