Об итогах премии "Золотой Орел"
Начнём с позолоченного орла на подставке из редкого сорта итальянского мрамора. Ещё почти четверть сотни таких орлов отправились в студии, дома и квартиры российских кинематографистов, которых лучшими на сегодня признали накануне их авторитетные коллеги.
На третьем десятке лет "Золотой Орёл" продолжает жить и процветать. Орлы вообще живут, как известно, подобно людям, до 80 лет. Крупные орлы. И подбор, и выбор номинантов, и лауреатов в этом году подтвердили, что разнообразие – важнейшее, бесспорное качество отечественного кинематографа. Вопросы вызывает всё что угодно, только не это.
Триумфатором нынешнего "Золотого Орла" стал лучший игровой фильм по мнению киноакадемиков – "Чемпион мира" Алексея Сидорова. В основе – реальное событие: матч на первенство мира по шахматам 1978 года. Разгар Холодной войны, поединок между советским чемпионом Анатолием Карповым и претендентом-невозвращенцем Виктором Корчным.
Работа Алексея Сидорова отмечена академиками сразу в нескольких категориях. Иван Янковский забрал статуэтку за лучшую мужскую роль в кино.
"Это было, действительно тяжело, потому что я в картину "Чемпион мира" попал буквально за 3-4 недели до начала съёмок, что вообще очень редко для главного актёра. Нужно было быть очень мобильным и успевать выучить все партии шахматные", – заявил актер Иван Янковский.
Композитор Артем Васильев получил "Золотого Орла" за саундтрек к фильму, а Михаил Милашин – за операторскую работу.
"Это должен зритель оценить, я надеюсь, у нас получилось передать эпоху того времени, старались, изучали, и надеюсь это получилось", – заявил оператор Михаил Милашин.
А сам Алексей Сидоров признан лучшим режиссёром.
"Спасибо большое академикам за то, что смогли за какой-то мишурой, за каким-то, может политическими контекстами, разглядеть послание фильма. Они увидели его, почувствовали. Это послание о любви к Родине", – отметил режиссёр, сценарист Алексей Сидоров.
"Чемпион мира" обошел не менее достойных соперников – это "Первый Оскар" Сергея Мокрицкого, "Сердце пармы" Антона Мегердичева, "Однажды в пустыне" Андрея Кравчука и "Здоровый человек" Петра Тодоровского. У картины о ведущем спортивных новостей, который после трагического события решает резко изменить привычную жизнь – "Орёл" за лучший сценарий.
"Вдвойне я рад, что эта награда за сценарий, потому что я в первую очередь сценарист и начинал как сценарист. Поэтому это большая очень неожиданность для меня", – поделился сценарист, режиссёр Петр Тодоровский.
Уже не первый раз "Золотой орел" интригует, предоставляя актерам состязаться с самим собой. Так, Никита Ефремов был заявлен как лучший актер в кино и сериале. Но сериальный герой обошел киношного. Ефремов стал лучшим актером за работу в онлайн-сериале "Нулевой пациент". Это проект о первой вспышке ВИЧ-инфекции в СССР в 80-х. "Нулевыми" тогда называли инфицированных больных.
"Это социальные истории, что "Нулевой пациент", что "Здоровый человек" на самом деле. И там, и там было непросто. В "Нулевом пациенте" искали человека, который прошел Афган, и это была такая задача Жени, нашли где-то день на третий. А в "Здоровом человеке", тоже такой сценарий "душевынимающий", тоже нам приходилось искать", – рассказал актер Никита Ефремов.
"Золотого Орла" как лучший актер второго плана получил Евгений Миронов. Его священник Ионна в ленте Антона Мегердичева "Сердце пармы" не оставил равнодушными академиков. Это история о не только о покорении Перми, но и о запретной любви русского князя и девушки-оборотня.
"Гордость, когда смотришь наше кино, и видишь, несмотря на все сложности, трудности, тем не менее, оно очень мощно развивается, очень много молодых талантов появляется, и во всех областях кино", – заключил народный артист России Евгений Миронов.
"Орёл" за лучшие визуальные эффекты – у ленты Андрея Кравчука "Однажды в пустыне". Это картина о сапёрах, готовивших Пальмиру к концерту, ставшему символом освобождения древнего города. Лучшим анимационным фильмом стала работа Дениса Чернова "Финник". Картину о домовых создавала команда из сотни человек в течение четырёх лет. А лучшим неигровым фильмом назвали ленту "Фаза луны" Андрея Осипова.
Отбор на соискание премии проходил с октября 2022 года. Лучших из лучших выбрали по итогам голосования членов Национальной академии кинематографических искусств и наук страны. Всего были вручены награды в 24 категориях, включая почётную – за вклад в российский кинематограф. В этом году почётная премия присуждена Владимиру Наумову посмертно.
С начала 2000-х народный артист СССР возглавлял Академию кинематографических искусств и наук России. Приз получила его вдова, народная артистка России Наталия Белохвостикова.
"20 лет мы были в этом зале вместе, "Мосфильм" – место на планете, которое было местом силы для моего мужа", – заявила народная артистка России Наталия Белохвостикова.
Киноакадемия в этом году учла популярность онлайн-платформ и телесериалов и ввела новую номинацию "Лучший сериал онлайн-платформ". Им стал исторический детектив "Художник" режиссера Тимура Алпатова, а лучшим телесериалом признали костюмную драму "Елизавета" с Юлией Хлыниной в главной роли. Оба проекта создавались при поддержке телеканала "Россия 1".
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.